Костевич (Грудий) Вероника Сергеевна “СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ТДТ”

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ 

КОНТАКТНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ТДТ

Костевич (Грудий) Вероника Сергеевна,

танцевально-двигательный терапевт, 

преподаватель контактной импровизации (Киев)

В статье представлена систематизация опыта применения контактной импровизации, как мощного инструмента танцевально-двигательной терапии. Выделены основные темы, актуализирующиеся в процессе работы КИ-групп. Описано практическое применение КИ в работе с темой границ.

The article presents the experience of contact improvisation as a powerful tool for dance-movement therapy. The basic themes, actualized in the process of CI-groups are marked. The practical application of CI to work with the theme of borders are described.

Танец во многих научных и ненаучных литературных источниках упоминается в качестве пространства своеобразных телесных отношений. Пространством отношений танец являлся как в эпоху первобытных танцев, так и в настоящее время, о чем свидетельствует актуальность разного рода танцевальных встреч: милонги, джемы, сальсотеки и др. Действительно, в танце проявляются отношения с собой, с пространством, с партнером, с группой.

В танцевально-двигательной терапии (дальше ТДТ) существуют различные техники, которые, так или иначе, работают с темой взаимоотношений: использование ритма, трансформация движения в коммуникацию, круговые групповые танцы, использование танцевальной импровизации для невербальной коммуникации и т.д. Средством ТДТ, заслуживающим отдельного внимания для работы с темой взаимоотношений, является Контактная импровизация (дальше КИ).

Технически, КИ представляет собой танец, следующий за смещением точки контакта между телами партнеров. Как правило, это два человека двигающихся вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции.

КИ – направление, возникшее в кругу хореографических исследований, создателем которого является Стив Пэкстон, в последствии стала объектом внимания психотерапевтов работающих с движением вообще, а соответственно, танцевально-двигательных терапевтов вчастности. О большом потенциале КИ  в сфере исследования взаимоотношений на телесном уровне упоминают такие авторы как Cynthia Novack [1], Adwoa Lemieux [2], А. Гиршон [3], А.Р.Рахманова [4], Ann Brook [5], М. А. Лидерс [6],  Thomas Kaltenbrunner [7].  Так, например,  Thomas Kaltenbrunner [7] пишет: «Контактный дуэт отражает множество психологически релевантных аспектов: интимность, доверие, нерешительность, границы, утверждение, зависимость, свобода, взаимопощь, контроль, риск принимать, отпускание». Из опыта собственной практики ведения групп и работ других автор можно выделить следующие, еще не названные темы работы: внимание, близость, распределение ролей ведущий – следующий, возможности партнерского взаимодействия, дезориентация – «способность адаптироваться к быстро меняющемуся миру», творчество, спонтанность, игра.

Теоретическая база использования КИ в качестве терапевтического средства ТДТ.

Размышляя над теоретическими основами, которые бы подтвердили возможность использования КИ в качестве мощного инструмента ТДТ, обратимся к Телесно-ориентированной терапии (дальше ТОП). Если допустить, что тело, как пишет М.Сандомирский [8], «экран, на котором все «тайное» (подсознательное) становится «явным» (сознательным) или по крайней мере получает потенциальную возможность стать таковым», то КИ – это экран отношений, на котором разворачивается телесная история взаимодействия двух (или больше) людей, раскрывая темы важные для каждого из партнеров. КИ дает возможность через телесное научение подойти к решению проблем в межличностных отношениях. Следующий важный момент, опять же описанный в ТОП и используемый Арт-терапией – подойти к решению проблем возникших в раннем, довербальном опыте можно только через невербальные методы, техники, приемы. КИ, в этом смысле, дает возможность для прорабатывания проблемных зон взаимоотношений, т.к. построена на невербальном телесном контакте. Здесь важно упомянуть, что это преимущество КИ несет в себе и опасность, требуя использовать прикосновение и телесный контакт очень осторожно, т.к. последний способствует быстрому проявлению травматического опыта (отвергнутости, депривации, недостаток понимания, любви, принятия). Важной является предварительная информация о том, был ли у потенциальных участников КИ-группы опыт телесного насилия. При наличии такового, использование прикосновений не допустимо, т.к. опыт телесного насилия подымает очень много сдержанных негативных эмоций, которые блокируют возможность осознавания процесса работы, нарушают возможность установления доверительного контакта. В описанном случае прикосновение может стать допустимым и желанным со стороны клиента, как правило, только в процессе длительного периода терапии. Мэри С. Уайтхаус так писала об использовании прикосновений: «Прикосновение таит в себе и ценность, и опасность. Когда вы прикасаетесь к кому-то, вы прикасаетесь к Самости. Вы трогаете не только физическое тело, стоящее перед вами, вы трогаете внешние слои существования, составляющие целостную личность. Вы активируете поток энергий, позитивных и негативных. Вы вызываете отклики в Бессознательном. Если вы берете на себя смелость прикасаться без понимания того, что это прикосновение может вызвать, то проблемы могут возникнуть раньше, чем вы поймете, что зашли намного глубже, чем намеревались. Это не означает, что вы должны остерегаться; это лишь означает, что крайне важно понимание того, что может вызвать ваше прикосновение». И тут же она добавляет: «Это не о том, чтобы сделать правильно или неправильно, и не о том, чтобы быть достаточно мудрым чтобы избегать этого; по-моему, для терапевта глупо этого избегать. Я не рекомендую прикасаться только ради того, чтобы прикасаться». [2]

Возвращаясь к анализу теоретических основ возможности применения КИ, как средства ТДТ, обратимся к статье М. А. Лидерс [6]   и выделенным в ней принципам гуманистической психологии на которые опирается КИ:

«принятие уникальности и неповторимости каждой личности и её права на самовыражение»;

«стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми»;

«важность чувственного переживания «здесь и теперь», а не анализа, – переживания, возникающего в процессе реальных межличностных взаимоотношений, искреннего и пробуждающего чувства диалога, или «встречи»».

Кроме того, вспомним труды К. Г. Юнга, который писал о том, что применение любых видов искусства является допустимым (а иногда и необходимым) для того, чтобы сделать материал, скрытый в бессознательном, доступным для осознания и чувственного проживания. Исходя из этой предпосылки, можем сказать о том, что КИ, как направление возникшее в хореографической среде, удачно и активно применяется для исследования и пробуждения материала скрытого в бессознательном посредством дуэтного танца.

Подводя итоги данного раздела мы можем выделить несколько  направлений современной психотерапии, которые дают нам основания применять КИ, как средство для терапевтической работы в рамках ТДТ: принципы ТОП, гуманистических направлений психотерапии, аналитическая психология Юнга.

Основные темы, с которыми работает КИ:

– Исследование  внимания к себе, к партнеру в контактном  танце. Возможность «быть в потоке», доверяя чувствованию тела и снижая привычный контроль движений. Танец «здесь и сейчас», исследование того, что заставляет нас забывать о партнере даже тогда, когда мы остаемся с ним в физическом контакте. Исследование иллюзий по поводу себя, партнера, наших с ним  отношений и того, куда они приводят.

– Границы. Исследование темы собственных телесных границ и границ контакта с партнером. Контакт на дистанции и непосредственный телесный контакт. Вхождение в контакт, выход из контакта, экспериментирование с отказом в контакте и с приглашением на взаимодействие. Сказать «да» – «нет» контакту.

–  Чувствительность, сексуальность. «Прикосновение интимно, а интимное прикосновение может быть сексуальным» [5].

– Близость, не являющаяся сексуальной, близость принятия, близость позволения себе и партнеру быть, быть такими, какие есть.

– Ведение – Следование. Исследование ролей ведущего и ведомого, их значение для участников.  Влияние осознания той или иной  роли  на общий  танец.  Взаимодействие из заданной роли ведущего или ведомого, со спонтанной сменой ролей. Понятие партнерского взаимодействия.

-Доверие. Работа с весом тела: исследования собственного веса тела, экспериментирование с потерей баланса и его нахождение. Исследование возможностей передачи веса собственного  тела и поддерживания веса  партнера. Контакт с закрытыми глазами.

– Дезориентация (дезориентация может случаться достаточно часто, вследствие использования обоими партнерами целостной  кинесферы, все 360 градусов) – комфорт в дезориентации, благодаря восприятию ее  как возможности  спонтанного решения. Чувствуя дезориентацию сохранять осознанность  в движении, видеть мир со многих углов и сторон.

– Игра, творчество спонтанность в отношении с другими людьми, совместное творчество, т.к. в КИ нет схем, есть только навыки взаимодействия и движения, то каждый танец – это новая история, которую создают два партнера вне зависимости от их ролей.

Мотивы, по которым люди начинают заниматься контактной импровизацией. 

Для ознакомления с этой темой предлагаем ознакомиться с работой А.Р. Рахмановой, которая провела исследование этой темы и описала результаты в своей статье [4].

Практика применения КИ как средства ТДТ. 

Ниже приведен анализ практической работы с темой границ в КИ-группах.

Тема границ,  по моим наблюдениям, поднимается на каждом занятии КИ, какая бы тема не была заявлена для работы. Возможно, это происходит из-за того, что большое количество взаимоотношений с разными людьми или долгие взаимоотношения с одним партнером, требуют понимания «чего хочу я, чего хочет мой партнер и разделение моих желаний и потребностей  партнера», неизменно актуализируя тему границ, одну из основных жизненных тем ТДТ.

Для того чтобы ощущать границы отношений, контакта необходимо понимать границы собственного тела (границы собственного Я), поэтому, начиная работать с темой границ или просто с новой группой, мы начинаем работу с темы границ собственного тела. Для работы с ней мы используем техники выстраивания Ф.М. Александера, основы релиз-техники (release based technique), основы эмпирической анатомии, body-work, техники телесно-ориентированной терапии, направленные на активизацию ощущений и осознания собственного тела. Такая предварительная работа дает возможность сосредоточить внимание участников на своем собственном теле и понимании своих собственных телесных границ (или на отсутствии ощущения таковых). Работа, направленная на осознание границ тела, делает более ясной дальнейшую работу с партнером и осознание последней. Техники выстраивания, также, облегчают осознание таких ощущений как напряжение, расслабление, освобождение (релиз), разницу между ними и соответствующий характер движения в паре.

После индивидуальной работы, следует работа в паре. В работе с партнером всякий раз возникают следующие частные проблемы, связанные с темой границ.

– Желание нравиться партнеру, которое приводит к собственному истощению из-за того, что в процессе отношений (совместного танца), все внимание направлено на угождение партнеру, что приводит к отсутствию внимания к потребностям собственного тела.

– Страх потерять контакт, из-за того, что разрыв контакта воспринимается как полная остановка, страх, что контакт не возобновится, блокирует собственный сольный танец.

– Соматические реакции (тошнота, головная боль и др.), как ответ на сильное слияние с партнером, в результате которого нарушается граница между моим Я и Я партнера. Тот, с кем это происходит, как правило, сливается с партнером по танцу настолько сильно, что теряет ощущение собственного Я, сливаясь с партнером и проживая его жизнь и желания;

– Страх отказать в контакте, прикосновении («как бы чего не подумали»), что также свидетельствует о недостаточно простроенных личностных границах. Здесь следует обратить внимание на часто встречающийся двойной посыл сообщения при произношении слов «Нет» или «Стоп». При двойном посыле участник вербально произносит «Нет», но все тело и мимика его лица демонстрирует «Да» (улыбка, мягкость, что может трактоваться другими участниками как флирт). Описанная проблема, по словам одной из участниц, вызвана страхом быть отвергнутой другим участником или группой. Существует ряд упражнений, направленных на осознавание и удержание собственных границ, о некоторых из них можно прочитать в книге Ann Brook «Contact Improvisation and Body-Mind Centering: A Manual for Learning and Teaching Movement» [5].

Понятие Кинесферы является, по нашим наблюдениям, также очень важным для более осознанной работы с темой границ в КИ.

На занятиях КИ мы часто используем это понятие, т.к. оно помогает участниками более ясно ощутить возможность быть в контакте на разных уровнях телесной близости. Мы предлагаем участникам вступать в контакт используя разные уровни кинесферы:

–   дальняя К. – отсутствие прикосновений или прикосновения только на уровне ладоней и стоп;

–   средняя К. – возможность впустить партнера ближе в свое пространство;

–   ближняя К. – интимный, близкий контакт.

Такая дифференциация возможных уровней взаимодействия  дает возможность точнее понимать чего хочу я, и чего хочет мой партнер. Например, я желаю приблизиться и предлагаю контакт в ближней кинесфере, тогда как мой партнер, по каким-либо причинам, не готов к этому и остается в контакте на уровне дальней кинесферы. Не смотря на это, мы все же остаемся в контакте, благодаря пониманию и осознанию потребностей каждого из нас. Оставаясь в контакте, мы можем продолжить договариваться с помощью наших тел. Отсутствие осознанности в этом процессе могло бы просто привести к глобальному непониманию «что-то почему-то не ладиться» и разрыву контакта с неприятным эмоциональным фоном. Знание о понятии кинесфер делает опыт контакта более доступным и ясным для осознавания.

Осознание участниками разных кинесфер, разных границ контакта дает возможность более ясно делать свой выбор в том, на сколько им приближаться к партнеру, на сколько они готовы открываться. Если кому-то хочется контакта, но это желание вызывает страх, понятие кинесферы дает возможность более ясно донести информацию о том, что контакт на расстоянии или только пальцами – это тоже контакт, т.к.  два человека соприкасаются друг с другом своими кинесферами, как будто говоря друг другу: «мы вместе и даем друг другу время на то, что бы сблизиться…».

Обратная связь, полученная из опыта работы с группами КИ, позволяет подтвердить уже называвшиеся в разных работах трактовки кинесфер:

Ближняя К. – интимное пространство, контакт Я-Я;

Средняя К. – контакт с близкими, знакомыми людьми, сфера привычных действий;

Дальняя К. – публичные выступления, сфера возможного, творческих поисков, устремлений, желаний.

В одной из групп больше внимания было сосредоточено на Кинесфере как границе представления себя в социуме со следующей обратной связью:

Ближняя К. – скованность, зажатость;

Средняя К. – комфорт, привычная зона общения, зона привычной жестикуляции;

Дальняя К. – чересчур много свободы, сложно почувствовать другого человека, официальный уровень, в переборе может проявляться как истерия.

Как видим, тема границ в КИ занимает достаточно большое место и требует внимательной работы как со стороны ведущего КИ-группы, так и со стороны участников. Вместе с тем КИ хранит значительный потенциал для качественной телесной проработки данной темы.

Выводы. Возможности применения контактной импровизации в психотерапевтической практике еще недостаточно рассмотрены и изучены отечественными и зарубежными танцевально-двигательными терапевтами и требуют дальнейшего исследования в сферах теоретико-методологического обоснования и практического применения. Но, не смотря на это, можно с уверенностью сказать, что КИ представляет собой большой потенциал для психологического/психотерапевтического исследования взаимоотношений.

Список литературы:

1. Cynthia Jean Novack, Sharing the dance: contact improvisation and American culture. – University of Wisconsin Press, 1990

2. Михеева Е. Контактная импровизация как средство танцевально-двигательной терапии (по материалам диссертации Adwoa Lemieux) [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.girshon.ru/txt/adwoa.htm

3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – Издание 2-е, расширенное и дополненное. – СПб.: Речь, 2006. – 268с.

4. Рахманова А.Р. Терапевтический потенциал контактной импровизации [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.exat-edu.ru/page.php?id=173

5. Ann Brook Contact Improvisation and Body-Mind Centering: A Manual for Learning and Teaching Movement. Manual. Self-published

6.Лидерс М. А. Контактная импровизация – танец или мировоззрение? (Тренинг умения быть в Контакте с Другим, сохраняя своё Я) [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.centr-obrazovaniya.ru/liders.html

7. Thomas Kaltenbrunner,  Contact improvisation : moving – dancing – interaction. – Oxford: Meyer und Meyer, (UK) Ltd., 2nd edition 2004

8. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство – М.: Независимая фирма «Класс», 2005. – 592с.