«Снижение высокого уровня тревожности с помощью пластичного материала глины»

«СНИЖЕНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИЧНОГО МАТЕРИАЛА ГЛИНЫ»

Соломонюк Елена

практический психолог І кат.,

арт-терапевт.

В статье описана авторская арт-терапевтическая  методика: «Чего я боюсь?» для снижения высокого уровня тревожности детей при переходе из начальной в среднюю школу. В методике используется3-х мерный материал – глина.Ключевые слова: глина, сказка, совместное творчество.

У статті описано авторську арт-терапевтичну методику: «Чого я боюся?»

за для зниження високого рівня тривожності дітей при переході з

початкової до середньої школи.

Ключові слова: глина, казка, спільна творчість.

Терапия глиной – это проективная методика, она помогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глины позволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешивания глины носит терапевтический  характер. Арт -терапия глиной позволяет отреагировать, осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способ разрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики, прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитию творчества. Работа с глиной – давно зарекомендовавший себя терапевтический метод работы со своими чувствами. Ваяние из глины образов, ситуаций, эмоций является метафорой внутреннего состояния. А непосредственное взаимодействие с природным материалом обладает седативным эффектом – успокаивает нервную систему, дает отреагировать чувства и даже изменить некоторые убеждения.

Арт-терапевтическая методика:  «Чего я боюсь?»

Снижение высокого уровня школьной тревожности.

Продолжительность – 1 час 30 мин.

Цель: научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способы их преодоления. Снижение напряжения от школьных страхов и тревожности, снижение высокого уровня тревожности учеников, сплочение детей.

Материалы: глина, зубочистки, магнитофон, таблички с ответами «Да», «Нет», «Иногда».

Ход занятия

1.Приветствие. Знакомство с темой занятия.

2.Знакомство (10  мин).

Участники по кругу называют:

– собственное имя;

– черту характера, которая в себе нравится ( каждый участник должен назвать какую-то личную, конкретную черту и проговорить эти слова з гордостью, даже, можно преувеличивать ее ).

3.Упражнение «Чего я боюсь» (10 мин).

Цель: осознание, дифференциация и вербализация своих страхов и переживаний. Поиск конструктивного отношения к ошибкам.

Инструкция: человеку свойственно тревожиться в разных ситуациях, когда есть какая –то неопределенность, например, неожиданная контрольная робота, или вы не выполнили домашнее задание и не знаете, как к этому отнесется учитель.

Вы можете начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая  себе отчета в том, что Вас конкретно беспокоит. Бывает ли у вас. Что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомните такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или ответом у доски –  это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то наоборот забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки. Первый шаг – честно сказать себе о том, чего я боюсь.

Сейчас я Вам буду зачитывать утверждения, а вы должны подумать над ними и встать возле подходящей таблички с ответами «Да», «Нет», «Иногда».

Утверждения:

– Я волнуюсь по поводу своей учебы.

– Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

– У меня часто болит голова или живот.

– Мне трудно сосредоточиться.

– Мне трудно принимать решения.

– Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми.

– Я чувствую. Что на меня давят другие люди.

– Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

– Думаю, я слишком волнуюсь.

– Взрослые слишком много от меня ждут.

– Я боюсь ошибаться и проигрывать.

Обсуждение:

– Какие чувства вызвало это упражнение?

– Что вызывало сложности?

– Многие ли отвечали на вопросы одинаково?

– Похожи ли Ваши проблемы?

4. Упражнение «Вылепи свой страх». (20 мин).

Цель: снятие  психо – мускульного напряжения, научиться выражать свои чувства в глине, помочь ослабить негативные эмоции.

Инструкция: У вас в руке глина, это природный материал, которому мы можем передать свои чувства и ощущения. Разомните его, почувствуйте его. Закройте глаза, вспомните свой страх, представьте его.  На что он похож, с чем или с кем он у вас ассоциируется. Вылепите его с закрытыми глазами. Кому сложно с закрытыми глазами, можно их открыть. Это не обязательно может быть какая-то форма. Страх может быть бесформенным. Главное вложить свой страх в глину.

(Дети лепят свои страхи). Открываем глаза и давайте посмотрим на свой страх. Заглянем своему страху в глаза. Когда еще так близко и четко можно познакомиться со своим страхом.  Что вы чувствуете при этом?  Страшный ли ваш страх?  А теперь давайте попробуем угадать ваш страх? Чего же вы боитесь?  ( По кругу угадывают страхи друг друга. Хозяин страха  называет свой страх , если он не угадан). А теперь со своим страхом можно сделать все, что угодно: смешать, смять,  исправить, переделать.

Рефлексия упражнения: какие чувства и мысли вызвало у вас это упражнение?

5. Упражнение «Фигура монстра» (20 мин).

Цель: вербализация и работа со школьной тревожностью в безопасной форме, снижения школьной тревожности.

Участники объединяются в группы  с одинаковыми страхами или похожими.

Инструкция: Вспомните, что вас больше всего тревожит в школе.  Какие ситуации, задания, люди вас беспокоят? Попробуйте их вылепить. Не саму ситуацию, а те чувства, которые вас беспокоят в этой ситуации. На что похожи эти чувства, с чем или с кем ассоциируются.  (Дети лепят тревогу). А теперь  в своей группе расскажите про свои беспокойства и соедините их вместе, чтобы  получился монстр. ( Каждая группа представляет своего монстра, рассказывает, как он появился и из чего состоит, сочиняет страшилку, но в кульминации должно случиться что-то приятное, смешное, а может даже он станет чем-то полезен).

Рефлексия упражнения: сложно ли было лепить монстра, какие чувства вызвало у вас это упражнение? Справились ли вы с изменениями в монстре? Сложно ли было придумывать конец истории? Довольны ли вы  конечным результатом работы?

Перерыв (10 мин).

6. Упражнение «Перебори свой страх» (30 мин).

Цель: помочь ослабить негативные эмоции, тревогу детей, справится со страхами.

Инструкция:

В руках у вас глина. Закройте глаза, начинайте разминать глину, ощутите какая глина. Вспомните свое состояние, когда вам спокойно и у вас хорошее настроение. Попробуйте передать это настроение глине. Сейчас я включу песню, попробуйте настроиться на музыку, запомнить свои эмоции. (Включается запись песни  «А нам все равно…»). Можно открыть глаза. Вы слышали, как справились со своим страхом зайцы. Сейчас мы слепим этих смелых зайцев. Кто может лепит сам. Остальным я показываю, как лепить зайцев. Но у каждого из нас должен получиться свой смелый заяц непохожий на других. Это может быть заяц спортсмен (на лыжах…), может быть заяц экстримал (на роликах, на скейте и т.д.), может быть заяц, который ест морковку и становится сильным. Придумайте своего смелого зайца и вылепите его.  (Тренер показывает как лепить зайцев. По мере готовности дети рассказывают про своих зайцев: «Почему они у них стали смелыми и перебороли свой страх?». Готовых зайцев дети ставят на середину стола). Дети у нас получился целый заячий мир. Скажите как им вместе будет жить? Вместе им страшно? (Включается припев песни «А нам все равно…»).

Обсуждение:

-Что понравилось, не понравилось?

-Что было приятным и не очень?

-Что удивило?

-Какие чувства испытали?

-Что изменилось после лепки «заячьего мира»?

-Как изменились чувства после лепки?

-Что было тяжело лепить, что легко?

-Какие вопросы остались неразрешенными?

-Какие эмоции вы испытываете сейчас?

7. Прощание.

Представляю занятие по арт-терапии: «Чего я боюсь?», которое  было проведено с детьми 5-х кл. с высоким показателем  тревожности в школе.

Группа 15 человек: 9 мальчиков,  6 девочек. Занятие было разбито на 3 части.

На первом занятии дети: 1. познакомились друг с другом (ученики разных классов).       2. Упражнение «Чего я боюсь?». После упражнения дети с удивлением отмечали, что их страхи и проблемы  похожи ( если  в начале упражнения они стеснялись признаться в страхах, то увидав, что и у других похожие проблемы, переставали стесняться.) 3.»Вылепи свой страх».  Дети с удовольствием знакомились с глиной. Лепить страх с закрытыми глазами отказались: «Страшно». Во время лепки пытались придать страху какую-нибудь форму (увлеклись). Во время угадывания своего страха много смеялись т.к. каждый видел что-то свое в чужом страхе. 6 детей- боялись темноты, 4 – пауков, 2-змей, 3-приведений.

Дети мяли, исправляли свой  страх, только Саша сохранил свой страх, у него получился снежный человек  (он не страшный, а симпатичный).

Несколько примеров обратной связи: лепить понравилось всем, сложно было придать форму страха для тех кто лепил страх темноты, здорово было исправлять страх, «пауки, вообще, полезные», «и змеи», «у меня приведение, которого зовут  Каспер», «я свой страх кулаком…и от него ничего не осталось!», «страх страшный только тогда, когда его боишься».

На втором занятии ( после того как дети поделились впечатлениями о первом занятии) лепят то, что их тревожит в школе. Дети с одинаковыми проблемами объединяются в группы (три группы: не нравятся одноклассники- 5 уч, плохо учатся -7уч, стесняются-3 уч.). Каждая группа из своих страхов лепит монстра и сочиняет страшилку, но в кульминации должно случиться что-то смешное, полезное. Представляю страшилку одной  группы : «Монстр дрался, обзывался, пугал всех вокруг, но однажды он остался совсем один, т.к. всех распугал. Ему стало скучно, и он отправился в путешествие, а путь его проходил через лес. В лесу его начали пугать местные монстры, и он так убегал от них, что по дороге терял части и в конце концов от монстра осталась только голова похожая на мяч. Этот  мяч нашли дети и с удовольствием играли, а монстр думал, что если бы он не был монстром, то сейчас бы играл вместе с ребятами. (Во время рассказа дети показывали как отлетали части, а потом все катали шар, играли в футбол). Обратная связь: монстра лепить было смешно, тяжело было придумать историю, но конец  и игра в мяч очень понравилась.

На третьем занятии, ( после того как дети поделились впечатлениями о первом занятии) лепим смелых зайцев. Обратная связь: «зайцам здорово вместе! Они не бояться ходить в школу (вылепил зайца с морковкой)»,

« им не страшно, они много знают (вылепила зайца с книгой)»,  «Заяц спортсмен он лучший! (вылепил зайца на скейте)», «им в школе не страшно они крутые» (вылепил зайца с микрофоном, выступает на сцене).

Терапевтическая работа с глиной, как правило, требует от арт-терапевта импровизации, поэтому методика может меняться в зависимости от потребностей детей. Хорошие результаты дает закрепление этой методики на студийных занятиях  по глинотерапии.

Вывод: дети смогли выразить свои негативные эмоции, рассказать в безопасной обстановке о своих страхах, понять как справиться с тревожностью  в школе и найти друзей. Дети получили удовольствие от лепки и захотели забрать работы дамой.

Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину в эстетической форме. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и тем самым «исправлять» эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, развивает творческие способности.

Союз глины и человека дает удивительные результаты!

Литература:

1. Грам в., Зея Н. Теория жизни, слепленная глиной//Газета.Ру. – 9 октября 2008 года.

2.Рибалка В.В.  Аксіологічні основи психологічної культури особистості: навч.-метод.Посібник – К.: АПН України, Інст.пед. освіти і освіти дорослих; Інст. Обдарованої дитини; АПН і МОН України. Чернівці: «Технодрук», 2009.- 228 с.

3.Практическая психология образования: учебное пособие / под редакцией И.В.Дубровиной – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.