Мова Л.В, Моторные поля как возможность гармоничного развития личности

Моторные поля как возможность гармоничного развития личности.

Мова Л.В, к. психол. н.,

доцент каф. общей и организационной психологии

КНУ им. Т.Г.Шевченко,

Руководитель Центра психологии движения «Maluma&Takete»

Естественность, детская непосредственность и спонтанность в реакциях, ощущение путешествия по жизни без лишних усилий или действия, продиктованные извне и искаженные защитами, зажимами и запретами, – выбор существует у каждого человека, и решение принимает только он сам.

К занятиям с движением, как правило, люди приходят в разные периоды жизни для того, что бы в начале укрепить свое здоровье и побеждать, если есть возможность соревноваться, или просто соревноваться, если есть такая возможность. Но в какой-то момент человек начинает чувствовать, что в теле  существует некая энергия. И постепенно акцент смещается: теперь важно не только занятие, укрепляющее здоровье или позволяющее побеждать в поединках, а становится важен момент наполнения энергией и появляется определенная жизненная философия, особый образ жизни. В моей жизненной истории так и было: в детстве мне нравилось смотреть, как танцуют профессиональные танцоры, и хотелось хоть немного быть похожими на них. Мне повезло, и я попала в хореографию будучи студенткой. Поэтому освоение движения было достаточно качественным и осознанным. Потом появилась возможность познакомиться с системами импровизации, аутентичного движения и анализа движения, что существенно изменило качество моих действий и перемещений в пространстве. Я научилась (или вспомнила) как дышать, как двигаться, не забывая о дыхании. И в какой-то момент, поняла, что уже не могу без постоянных занятий.  Но теперь было не интересно выходить на соревнования, намного важнее стало то, что ты чувствуешь и как ты действуешь, что принимаешь за основу и как относишься к внешним обстоятельствам. Эти метаморфозы происходят тогда, когда начинаешь осознанно делать выбор, понимая, что не всегда этот выбор будет всех радовать. И когда процесс становиться таким же ценным, как и результат. Хотя часто именно сам процесс и становится важным результатом.

Целью данной статьи является анализ возможности использования работы с моторными полями личности в структуре практической работы арт-терапевта. Развитие моторных полей человека мы используем наряду с техниками импровизации, Лабан-анализом и основами Бартениефф, которые в свою очередь помогают осознанию центра в теле, выстраиванию связей центр – периферия, развитию координации усилий, целенаправленности и активности действий, а также позволяют анализировать ритмы движения, репрезентуя психологические характеристики личности.

Импровизация позволяет развивать чувствующее и “думающее” тело и позволяет научиться видеть, чувствовать, осознавать и рефлексировать материал, из которого создается реальность Поэтому, в свою практическую работу мы обычно включаем много импровизационных техник, техники релаксации и осознания тела, более тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнера, пространства/времени как элементов, рождающих взаимодействие.

Так же, в своей работе мы активно используем Лабан-анализ как диагностическую и развивающую систему, которая по данным наших исследований позволяет выстраивать программы развития, двигаясь от ограничений к свободе, от ригидности к разнообразию и возможности импровизировать, учитывая качество отношений и категорию пространства.

Для выстраивания тела и осознания базовых телесных взаимосвязей мы так же включаем в свою работу физические практики, разработанные физиотерапевтом Ирмгард Бартеньефф, в течение второй половины ХХ века, в рамках теории движения Лабана.

Кроме того, мы предлагаем работу по развитию моторных полей. Концепция эмбрио-динамических полей немецкого эмбриолога Эрика Блекшмидта (Erich Blechschmidt), «аффекто-моторные» схемы Георга Даунинга (George Downing), «сенсомоторные» схемы Жана Пиаже позволили Дэвиду Боаделла, основоположнику биосинтеза, разработать  концепцию моторных полей. Доклад «Моторные поля как основные паттерны потоков движения» был сделан на 12м Всемирном Конгрессе по Психосоматической Медицине в Базельском Университете в сентябре 1993 года. Данная концепция позволяет получить очень хорошие практические результаты.

Поле флексии (сжатия) всего тела часто встречается у людей, характерологически склонных к депрессии, безнадежности, сильному страху или тревоге. С другой стороны, человек, отрицающий свой страх, отказывающийся обнаруживать свои потребности и собирающий силы, чтобы противостоять коллапсу, в основном будет избегать поля флексии.

В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что человеку сложно начать движение от макушки головы и собраться к центру. Движение чаще начинается от плеч и колени, так же как и голова, не доходят до центра. Если терапевт «возьмет на себя» сжатие клиента, это может облегчить собственные усилия клиента в стремлении сжаться и, тем самым, расслабить его.

Но может случиться и так, что побуждение к флексии выявит скрытые страх или бессилие, а также отрицаемую потребность, спрятанную за предъявляемой позой тела.

Какие варианты работы могут быть предложены для пробуждения поля флексии? Можно использовать позицию лежа на спине или боку, сидя, стоя на коленях или на ногах. Когда клиент лежит, ему предлагается медленно и мягко сгибать ноги. В положении стоя поощрять его к «оседанию» на пол, поддаваясь в коленях. Голове можно помочь наклониться в легком расслабленном движении к грудине, рукам «закрыться» на груди. В первую очередь это помогает людям, отрицающим страх, отказаться от отрицания и дойти до понимания того, чего именно они избегают. Кроме всего прочего, развивается хороший навык центрирования: умение ощущать и чувствовать свой центр. Умение максимально, при необходимости, сокращаться в пространстве и знание о необходимости периодического целесообразия это делать: как вариант нахождения ресурса и как вариант аккумулирования энергии.

При расширении (Поле экстензии) тело движется противоположным сжатию образом. Спина прогибается назад, ноги удлиняются, руки разводятся в стороны от тела, голова поднимается и отводится от груди.

Первым значительным расширением после девяти месяцев пребывания в матке является процесс рождения сам по себе.

Боаделла выделяет три различных вида расширения в моторных полях рук.

Первый – растяжение – включает в себя хорошее расширение в пространстве с одновременным осознанием чувства свободы и силы. Зевание, например, является хорошим примером поля экстензии, в котором тело переживает рефлекс растяжения и позволяет углублять дыхание.

Второе расширение связано с темой «в контакте с другими людьми»: человек протягивает руки, чтобы быть поддержанным или принятым. Эмоциональные чувства, связанные с принятием и отдаванием, абсолютно отличны от чувств, связанных с растяжением.

Третью форму расширения рук он назвал раскрытием. Это деликатное и сенситивное исследование расширения пространства сердечной области, при котором человек приходит в контакт с потоками энергии в руках и пальцах и осознает энергетическое поле, выходящее за физическое тело.

В своей работе мы сталкиваемся с тем, что люди во время импровизационных сессий чаще аппелируют к первой и третьей форме. У нас есть предположение, что это провоцируется фактором пеленания в первый год жизни человека. Первый вид расширения позволяет активно «включить тело в жизнь». А третья форма является хорошим моментом осознания собственных паттернов взаимодействия с окружающим миром. А именно, насколько я могу быть открыт миру (для контакта), или же я закрываю свое пространство. Формирование осознанного паттерна раскрытия, а также формирование навыка слушания себя и окружающего мира, позволяют изменить привычные действия, а осознание привычных форм реагирования позволяет произойти положительным качественным изменениям в жизненных процессах. 

На практике, мы часто сталкиваемся с тем, что  человеку достаточно сложно раскрыться, и на это затрачивается большое количество сил и мышечной энергии. И даже желание сознательно изменить паттерн, закрывающий пространство, на движение более открытое, реализуется (как правило) не с первой попытки, а требует хорошей умственной концентрации и затраты энергии (человек, повторяя раз 15 движение для достижения результата, может даже вспотеть). Кроме того, чтобы убрать сильное мышечное напряжение, необходимо определенное время работать на освобождение суставов, снятие излишнего мышечного напряжения. Иногда для достижения результата требуется  длительное время.

Следующее поле, поле Тракции обнаруживается, прежде всего, в руках. Тракция включает в себя рефлекс хватания, когда ребенок учится поднимать предметы, несмотря на их силу тяжести, или поднимает самого себя в положение стоя, хватаясь за стул или стол. Тракция проявляется также в удержании предмета, когда его кто-то хочет отобрать.

Мы можем выделить пассивное и активное поле тракции. При пассивной форме человек захватывает руками то, что тащит на себя другой. Здесь тракция сочетается с экстензией, так как первый удлиняется за счет второго. При активной форме один человек тянет к себе другого против его сопротивления: здесь тракция сочетается с флексией.

Для активной тракции характерно чувство: «Я хочу тебя», «Дай это мне». Основными темами здесь будут «цепляться», «крепко держаться», «виснуть на своей собственности». У человека, основной ориентацией которого в мире является хватание и манипулятивность, в характере преобладает поле тракции. Но человеку, чья потребность в удержании недостаточно развита или отрицается, важно развивать контакт с потребностью «тянуть на себя».

Поле Оппозиции противоположно полю тракции, и выражается в отталкивании.

Наиболее ранние проявления поля оппозиции связаны с движениями головы зародыша, когда он отталкивается от тазового дна, прыгая на нем, как на трамплине (согласно Шейле Китцингер/Sheila Kitzinger).

Когда движения расширения в ногах ребенка встречают сопротивление поверхности земли, он, чтобы стоять, отталкивается от нее против своей силы тяжести. До того, как ребенок начал ползать, он, лежа на животе, отталкивался ручками от пола, чтобы поддержать головку и иметь возможность познавать мир.

Поле оппозиции, как это видно из его названия, связано с правом говорить «нет» и с созданием границ. Это предполагает право защищать свое личное пространство от «доброжелателей» и  желающих прихватить и вашу территорию, а так же от незваных гостей.

Это качество отталкивания чего-либо нежелаемого очень хорошо развито у озлобленного психопатического типа личности, который на каждом шагу боится манипуляции. В каждом прикосновении он видит вторжение, которое необходимо резко оттолкнуть. У таких людей поле оппозиции в характере, с ними в терапевтической работе полезно развивать другие поля. Но для людей, которые привыкли без протеста сдаваться и не отстаивать свои границы (осознанно или не осознанно), важно развивать и практиковать поле оппозиции. Это также относится к людям, которых легко переполняет тревога, а также тем, кто задыхался в детстве от сверхопекающих матерей.

Поскольку в этом поле очень сильно задействован контакт, который мы называем «контакт с землей», работа с ним особенно полезна при терапии препсихотических и пограничных клиентов, чьи границы хрупки и нуждаются в усилении. Эту работу необходимо координировать с дыханием.

Рассмотрим еще одно поле – поле Ротации. Обычно ребенок вращается во время рождения. Вдоль всей длины позвоночника расположены специальные мышцы, так называемые «вращатели». Стэнли Келеман подчеркивает, что ходьба с раскачиванием то влево, то вправо является видом вращательной пульсации.

Для вращения внутрь и наружу ноги и руки снабжены соответственными мышцами. Вращательные движения помогают человеку исследовать пространства, расположенные с разных сторон от основной оси тела. Ротацию можно использовать для исследования новых, неизвестных тропинок, периферических по отношению к основному пути, таких как, например, латеральное мышление Эварда Боно. Полезно, когда мы поощряем компульсивно-прямолинейных людей изменить траекторию своей хорошо проторенной дороги вперед. Но для людей с истерическими тенденциями постоянное сворачивание в сторону относительно основной дороги является ключевой чертой характера: поле ротации им служит защитой в выкручивании, разбрасывании, качании из стороны в сторону и вывертывании из прямой конфронтации.

Из опыта нашей работы можем сказать, что развитие данного поля очень способствует развитию креативного мышления, когда тело выстроено и передвижение в пространстве происходит при свободной работе суставов.  Кроме того, данное поле позволяет использовать сферическое пространство (360 градусов), исследовать спиральные, округлые линии тела, трехмерные траектории в пространстве, которые тесно связаны с физическими задачами поднятия веса и падений с минимальным усилием. Подъем по дуге требует меньше мышечных усилий, а падение по дуге смягчает и уменьшает удар. Что в свою очередь коррелирует с темами эмоциональной устойчивости во время стрессовых ситуаций и возможностью находить пути выхода из них: как я могу подняться после падения и как суметь упасть, по возможности, без травм.

В отличие от поля ротации, которое разворачивает тело (или его отдельный сустав) в стороны от его центральной линии, поле Канализации в высшей степени прямолинейно и сфокусировано. Действия прямо «вытекают» из центра тела. Ребенок учится придавать направление своим действиям: смотреть прямо на вас, указывать на желаемую игрушку или еду. Поле канализации связано с целью, его эмоциональные качества — решительность, серьезность, обязательность и ориентация на цель.

Для сверхцелеустремленных людей с обсессивными тенденциями и «туннельным» видением это предпочитаемое поле, образующее характер. Таким людям лучше помогает работа с ротацией или пульсацией. Но для людей с низким уровнем фокусирования, недостаточно обязательных, легко разбрасывающихся, кому трудно направить свое внимание, совершить действие или принять решение, работа с полем канализации будет, безусловно, полезна.

Рассмотрим поле Активации. Локомоция — это путешествие. Обычно она включает в себя активные движения рук и ног при ходьбе, плавании, беге и прыжках. Активация подготавливает человека к передвижению куда-либо с относительной быстротой.

Зародыш практикует плавающие движения уже в матке и, родившись, может плавать до того, как обучается ползать или стоять. Постигнув мастерство ползания, младенец становится еще более активным. Еще до этого он репетирует такие паттерны активности, как брыкание ножками и битье ручками. Основным содержанием поля активации является наполнение движения жизнью и энергией (витализация), а не направлением его в какую-то особую плоскость. Некоторые люди живут сверхактивно и интенсивно, отдых для них пытка. У таких людей поле активации в характере: они всегда в пути и не знают, когда остановиться.

Люди с депрессивными тенденциями сидят часами и никак не могут начать что-либо делать. Их метаболизм снижен, скорость — чуждое для них свойство. Мобилизация поля активации может стать для таких людей путем ослабления тисков депрессии. Важно в таком случе помочь человеку открыть  прыгание, сопровождающееся сильной радостью, органическое ритмичное скакание, требующее особой координации дыхания с флексией и экстензией в коленных суставах. Слово «надежда» в английском языке имеет то же происхождение, что и слово «прыжок, скачок» (“hope” – надежда, “hop” – прыжок, скачок). Поэтому депрессивный человек – это человек, который не только утерял контакт с надеждой, но и утратил чувство, рождающееся в ногах, коленях и щиколотках от скаканья.

Поле Абсорбции. Младенец спокойно лежит, впитывая в себя, как лист движимый ветром, или отдыхает в полутрансовом состоянии на груди. Он приспособлен для того, чтобы получать, вбирать в себя впечатления, умерить внешнюю активность и максимизировать внутреннее осознавание.

Для некоторых людей отдых, вбирание в себя является вторым стилем жизни, заменяющим активность и инициативность. Поле абсорбции лучше всего известно пассивно зависимым людям. Оно необходимо таким людям, чтобы потом начать «шевелиться», перейти от отдыха к движению.

Но для гиперактивных людей поле абсорбции необходимо, чтобы замедлиться, отдохнуть, впитать. Это поле является наименее драматичным из всех остальных полей. Оно предлагает человеку просто ничего не делать, позволить себе, принять вовнутрь, ощутить себя как источник бытия, а не центр «делания».

Войдя в контакт с внутренней жизнью, обычно незаметной за внешней активностью, человек получает возможность осознать стиль своего поведения.

Поле Пульсации. Сердце плода начинает биться через 21 день после зачатия. В теле существует много пульсаций. Основная пульсация, связанная с эмоциональностью, – это ритм дыхания. Она начинается сразу после рождения.

Обстоятельства рождения оказывают огромное влияние на наш способ дыхания. Вдох приносит питание, заряжает, формирует контейнер. Выдох обеспечивает экспрессию, высвобождение, отпускание и разрядку (мягкую или сильную). Люди, у которых более выражен вдох, более склонны контейнировать, удерживать. Люди с более выраженным выдохом более расположены к экспрессии, высвобождению и разрядке. Спектр от контейнирования до высвобождения является одним из основных ритмов нашей жизни. Существует определенная связь между пульсацией дыхания и описанными выше парами моторных полей, в особенности первыми четырьмя. При чередовании движений флексии и экстензии, открывающих и закрывающих различные суставы тела, и синхронизации этих движений с ритмом дыхания, происходит процесс координации (движений и дыхания, движений и чувств). Эта координация живет в микродвижениях позвоночника при расслабленном дыхании и может прерываться, когда человек напряжен или инертен.

Мы часто используем партерную работу. Поощряя ритм открытия и закрытия в ногах и руках, синхронизируя его с ритмом дыхания, мы создаем определенную координацию. В одном случае (при использовании приема контейнирования мы делаем движение от себя, расширяя руки и ноги, на вдохе)  строятся границы и контейнируется заряд (энергии, чувств и т.д.): это полезно в состоянии страха и слабости.

Во втором случае (выполняя прием высвобождения, мы расширяемся, делая движение от себя, на выдохе) происходит раскрытие границ и  появляется возможность выразить заряженные эмоции, что полезно при состояниях напряжения и блокировки.

Вывод

Как видим, моторные поля хорошо формируют основу для дальнейшего  развития личности, предлагая четкую структуру действий, и позволяют учиться/развиваться в непосредственном движении. Являясь важной составляющей нашей невербальной коммуникации, помогают осознать, каковы наши особенности и какова специфика нашего взаимодействия с партнерами и миром в целом. Какова степень усилий, прикладываемых для совершения взаимодействия, насколько четко мы осознаем направление, выбранное для действия. Как воспринимаем информацию извне, и слышат ли нас другие люди. Навык соединения движения с дыханием и движения с чувством рождает новый образа тела, новое качество жизни.

Таким образом, целесообразно использовать в своей работе со студентами, а также группах личностного развития и индивидуальных консультациях, теорию и практику моторных полей, для получения более точной диагностической информации и для расширения возможностей коррекционных и развивающих.

Как видим, танцевально-двигательные практики в работе арт-терапевтов позволяют при желании достичь хорошего погружения в реальность и осознания возможностей, которые она в себе таит для каждого из нас, когда мы пребываем в осознанном состоянии без усилий.

1.     Дэвид Боаделла. Моторные поля как основные паттерны потоков движения. –  Энергия и характер, журнал биосинтеза, выпуск 2, 2002г., – С. 3-12.