Останні новини
ІІІ Всеукраїнська виставка професіоналів і компаній розвитку особистості PSY & COACH EXPO!
Запрошуємо на третю Всеукраїнську виставкупрофесіоналів і компаній розвитку особистостіPSY & COACH EXPO!09 листопада 2019 року портал професіоналів розвитку особистості Websmart.Center запрошує на виставку освітніх і консультаційних послуг PSY & COACH EXPO!Виставка PS...
Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії.
Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти!  Перший модуль планується на 25-27 жовтня 2019 року. Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії. Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти! Курс спрямований на озн...
“ВСІ БАРВИ АРТ-ТЕРАПІЇ”
Чекаємо на Вас на І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАРТ-ТЕРАПІЇ", який відбудеться 20 жовтня 2018 року. В нас є можливість обмінятисядосвідом, доторкнутися до мистецтва і надзвичайно провести разом час! На І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАР...

Создание талисманов как процесс арт-терапии

Создание талисманов как процесс арт-терапии.

Реброва Катерина Викторовна

арт-терапевт, практический психолог

член ГО «Арт-терапевтична асоціація» 

Статья посвящена обоснованию и описанию использования в арт-терапевтическом процессе практики создания талисманических объектов. Описаны психологические особенности использования методики. Представлены различные темы и формы создания талисманов.

Ключевые слова: талисман, психологические ресурсы, символ, образ.

Стаття присвячена обґрунтуванню й опису використання талсманоподiбних об’эктiв в арт-терапii. Описано психологічні властивості використання методики. Представлено різні форми талсманов.

Ключові слова: психологічні ресурси, символ, образ, талісман.

The article deals with substations and description of the procedure of applying the art-therapy method “talisman”. There is a description of the psychological properties of this art-therapy method. The different techniques of the work are given.

Key words: talisman, psychological resources, symbol, image.

Актуальной задачей для арт-терапии является поиск способов для решения задач личностной интеграции. Так, предоставление клиенту возможности открытия и осознания своих психологических ресурсов в ходе арт-терапии является неотъемлемой составляющей успешного процесса терапии.

Целями данной статьи являются: обоснование использования в арт-терапевтическом процессе практики создания талисманических объектов; описание различных форм реализации методики.

Для всех культур характерно создание объектов, выполняющих функции талисманов. Талисма́намуле́т, о́берег— предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. По представлениям древних людей, талисманы обладали волшебной силой и поэтому могли защитить своего владельца от болезней и несчастий, приносить удачу, предупреждать об опасности, улучшать самочувствие.  Создаваемые и используемые в процессе ритуальных практик объекты наделяются неким особым значением. В обыденной жизни мы также часто обращаемся к тем предметам, которые напоминают нам о чем-то ценном или приятном, сохраняют и передают нам информацию о значимых событиях и переживаниях.

В качестве талисманов люди использовали как предметы, изготовленные человеком, так и естественные предметы, найденные в пространстве (корни, куски янтаря, камни).  Ракушка, изображение на бумаге или пульт управления телевизором могут быть талисманами, если они созданы для осуществления некой «магической цели», т.е. изменяющей и преобразующей цели. Так одно из определений слова «магия» — «вызывание значимых совпадений с помощью воли». Наши предки верили, что каждое изображение – это способ общения со сверхъестественными силами, действующими в пространстве. Подобное «магическое мышление» нередко встречается у детей, и в «измененных состояниях сознания» у взрослых.  Так контакт с подобными «особыми» состояниями в рамках процесса психотерапии может способствовать интуитивной экспрессии и спонтанным осознаниям. А созданный творческий продукт будет являться вместилищем для психической энергии клиента.  В состояние интуитивной творческой экспрессии возможны трансперсональные переживания (пиковые переживания по А. Маслоу),  которые позволяют личности получить доступ к материалу, отсутствующему в опыте данной личности и интегрировать его в процессе арт-терапии.

В  сказках и  мифах также в изобилии представлены различные магические (волшебные) объекты, способные наделять героев особой силой или защищающие их в их путешествии. Во многих традиционных историях герой создает своими руками некий объект, который позволяет ему реализовать затем свою миссию, либо снять заклятие. Понятие талисмана применительно к изобразительной продукции, создаваемой в процессе арт-терапевтических занятий впервые использовано английским аналитическим арт-психотерапевтом Джой Шаверьен в работе «Образ откровения» (Schaverien 1992). (3)

Психологические свойства и преимущества использования практики создания талисманоподобных образов и объектов в арт-терапии подробно описаны в монографии Копытина А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия». Хотелось бы подробнее остановится на самых значимых моментах для использования в практике.

Как работают талисманы:

– Помогают сфокусироваться на  чертах  Я-Идеала, лучше  осознать свои  желания и пути их достижения, возможности самореализации;

– Служат «якорем» для эталонного состояния.  Сохраняя приобретенный в процессе арт-терапии новый опыта, талисман, дает человеку  дополнительное пространство и время для фокусировки на его значимых аспектах;

– Создание талисмана можно назвать волевым действием по достижению большей  целостности, с интуитивным поиском и осознанием необходимых для этого средств и качеств. Своеобразной психологической инициацией;

– Являются зеркалом наших ресурсов.  Создаваемые в процессе арт-терапии талисманические объекты могут отражать укрепление положительного образа «я» клиента, его здоровые связи с миром и желание развиваться дальше, с одной стороны, и свидетельствовать о сохраняющейся психологической уязвимости и потребности иметь определенную защиту и поддержку, с другой стороны. Спонтанное желание создать талисманический обьект у клиентов возникает именно при психологическом ощущение завершенности процесса терапии;

– Талисман может являться средством для укрепления связи между внутренней и внешней реальностью. Клиент также может воспринимать талисман, как то, что связывает его с природой,  либо внутренними ресурсами его тела или психики;

– Помогает получить и реализовать трансцендентный опыт восприятия. Выражая нечто субъективное и индивидуальное, с одной стороны, и всеобщее и космическое, с другой стороны, талисман чем-то напоминает образы алхимического процесса.  Он напоминает нам о том, что мы живем и развиваемся в широком контексте, во взаимодействии со вселенной и тем, что ее наполняет;

– Создание «магических» объектов позволяет также пережить творческое перевоплощение – быть самим собой и, в то же время, почувствовать себя кем-то другим, ощутить в себе «сущность» другого человека, животного или растения. Выходя, таким образом, за пределы устоявшихся представлений о самих себе, мы можем получить новый опыт и проявить новые качества и формы поведения;

– Подобно тому, как представление может служить основой для действия, создание художественного образа или модели может являться первым шагом на пути актуализации новых потребностей и свойств. То, что мы делаем и воплощаем в реальности, когда-то присутствовало в нашем воображении, интуиции или сновидениях в виде символов. Таким образом, создание особых художественных объектов наподобие талисманов может прокладывать путь более активным действиям в реальном мире;

– Разнообразие трехмерных материалов при создание талисманов реализуют потребности клиента в наличие четких границ, контроле над процессом творческой деятельности.

Формы работы:

«Медаль Успеха»

Материалы: соленое тесто или глина или плотный картон, акриловые краски, ленточка.

Данная методика хорошо себя зарекомендовала в работе с детьми младшего школьного возраста. Именно  момент попадания в ситуацию школьного обучения для многих детей является фрустрирующем фактором. Смена социальной ситуации развития, ведущей деятельности, появление новой социальной роли, а также наличие ситуаций оценивания, неудач в процессе обучения приводит к тому, что дети начинают испытывать потребность в психологической  поддержке. Перед арт-терапевтом в данных случаях стоят задачи  восстановления положительного самовосприятия ребенка, создания ситуации успеха, формирования у ребенка образа себя как успешного ученика.

Как пример, можно привести следующий случай: мальчик 9 лет с трудностями адаптации к школе, которые проявились в низкой успеваемости, трудностях в контакте с учителем и одноклассникам. Мнение о себе ребенка характеризовалась заниженной самооценкой, повышенной ценностью мнения окружающих о себе. В процессе арт-терапевтической сессии в игровой форме ребенку было предложено пройти испытание, и после его успешного прохождения создать медаль его успеха и уникальности. Ребенком был предложен и выполнен образ золотой звезды. К инсценировке сценки «награждения медалью»  была приглашена мама ребенка, вместе с ребенком и психологом, мама перечисляла список заслуг своего сына. В продолжение арт-терапевтической работы психолог с ребенком создали сказку – «про звездочку уникальности, которая прячется у каждого внутри и выглядит по разному… И для того, что бы показать ее всем, нужно пройти испытания и трудности…». Так после данного занятия, ребенок ощутил прилив сил и радости, и в дальнейшем с большей активностью стал участвовать в школьной жизни. Мама мальчика, во время обратной связи, поделилась, – «что  действительно, очень редко  признает заслуги своего сына и свои; часто полагается на внешние оценивание других людей; критикует ребенка, даже тогда, когда самой не хочется этого делать».

«Ладонь Судьбы»

Материалы: бисер, блестки, камушки, краски, мелкие предметы и наклейки, ленточки, салфетки для декупажа.Материалы должны быть разные, чтобы клиент сам мог выбрать то, что подходит ему. Зачастую, клиенты выбирают синтетические, яркие материалы,  символизирующие легкость и достижимость желаемого, и являющиеся для них новыми и неожиданными, как  и предлагаемый опыт творческой работы.

Распространенный в восточном мире талисман Рука Фатимы, также известен в исламских сообществах как Хамса, а в еврейской традиции – как Рука Мирьям или Ладонь Хамеш. Рука Фатимы – это древний талисман, защищающий от сглаза, в виде ладони с тремя поднятыми пальцами и двумя симметричными большими пальцами по бокам. Изображение руки символизирует  управление, руководство к правильному пути, которое также выступает своеобразным атрибутом изображения Фортуны. Символику пальцев на руке можно рассмотреть в контексте числовой символики. Традиционно цифра пять, связана с человеком – это образ человеческого тела, с его головой и четырьмя конечностями, а также с его здоровьем и благополучием.

Хамса получила название «Рука Фатимы» по имени единственной дочери пророка Мухаммеда, с именем которой связывают многие чудеса. Говорят, что однажды Фатима готовила еду на огне, помешивая ее ложкой, в это время муж Али привел в дом новую жену. Фатима, убитая горем, от неожиданности выронила ложку, но продолжила помешивать еду рукой, не чувствуя боли. С тех пор рука Фатимы стала символом терпения и веры. Часто в центре этого амулета помещаются другие символы – изображение рыбы, глаза или Звезды Давида. В Египте Хамса символизирует благословение, силу и власть. В Турции считается, что Рука Фатимы приносит женщинам удачу, изобилие и терпение. У евреев,-  что пять пальцев амулета Хамса всегда напоминают человеку о необходимости использовать свои пять чувств, чтобы прославлять Бога.(5)

Известно, что рука являлась символом богини утренней зари, причем пальцы символизировали лучи восходящего солнца. У некоторых народов рука ассоциировалась с деревом. Символ «рука  божественного провидения» запечатлен  в ритуалах христианства. Издавна люди пытались прочесть судьбу по руке, наделяя пространство ладони индивидуальной неповторимостью, начертанными скрытыми знаниями, способностью отражать взаимосвязи событий жизни. В песочной терапии отпечатки ладоней как центральный элемент песочной композиции, являются символом значимости себя и  утверждения своего существования, отражают начало процесса индивидуации. (6)  Пространство ладони, голографически отражая весь организм, побуждает к созданию личностно значимых образов. Созданный талисман в контурах ладони человека, являясь проекцией  качеств «Я–образа», отражает взаимосвязь реального и желаемого.

Для создания талисмана предлагается обвести свою ладонь карандашом на бумаге А4 в произвольном варианте. И далее, используя все предложенные материалы создать собственный талисман, заполняя пространство ладони символами и начертаниями счастья и благополучия. Границы ладони помогают сфокусироваться на внутренних переживаниях человека, и собственных усилий. Пространство листа за контуром руки позволят выразить особенности контакта с внешним миром. Область запястья в контуре руки отвечает за взаимосвязь с прошлым, базовыми ресурсами, родительской семьей. Часто в этой области располагаются изображения цепочек, браслетов и других символов замыкающих внутренние границы ладони. Переданный жест и положение руки на листе бывает достаточно разнообразным. Иногда, клиенты обозначают тыльную -открытую и сокровенную сторону ладони и себя, а иногда выбирают к изображению – наружную, при этом добавляя атрибуты внешнего Я-имиджа такие как, маникюр, кольца и украшения, перчатки.

Для некоторых клиентов создание целостного изображения составляет трудность, но большинство с энтузиазмом вовлекается в процесс творческого эксперимента и моделирования образа своего счастья и желаемого пути. Люди, испытывавшие трудности в создание талисмана, говорили о нехватки сил, внутренней неопределенности и нереализованности, невозможности достигнуть желаемое. Так, создание талисмана похоже на символическую инициацию в более зрелое и целостное состояние. Во многих историях создание молодым героем талисмана связано с проверкой тех его личных качеств, которые являются признаком или предпосылкой достижения взрослого, зрелого состояния, обретения мудрости или определенного социального положения. Ну а   предпосылкой личностной зрелости можно назвать, хороший контакт с глубинным архетипом психики, – самостью, который включает в себя элемент над-личностного, трансцендентного и божественного. Что может быть отражено в изобразительной продукции в появление архетипических символов и образов. Большинство созданных в процессе арт-терапии ладоней представляют собой целостное изображение, имеют центральный образ, желаемый и достижимый, предвосхищающий будущую трансформацию. Вариативность создания данного вида талисмана и его наполнения символами, знаками и диаграммами очень велика, и настолько индивидуальна, насколько различны человеческие потребности и цели.

На вопрос, что приходит в  жизнь вместе с талисманом, звучат такие ответы как, – «сила, уверенность, счастье, любовь, благополучие, успех, достижения, радость, разнообразия, яркость, женственность, спокойствие, тепло, понимание своего пути…и т.д.»  Особое внимание, клиенты, обычно, уделяют недостающим качествам и состояниям, реализую свои актуальные потребности в творческом образе. Фокусируясь на образах желаемого будущего, своих новых сил, реализуя принцип, – чтобы обрести свое счастье, нужно для начало в него поверить и представить.Рис.

«Рог изобилия»

Материалы: глина, семена,  плоды растений.

Для создания талисмана клиентам предлагается  пластиковую тарелку наполнить глиной, и создать на ней образ своего Изобилия см. рис. 4 Предлагаемая круглая форма основания композиции,  способствует созданию для клиента безопасного пространства, символически служит защитой для его ресурсов, переживаний и новых качеств. В данной методике клиентам предлагается взаимодействовать исключительно с природными материалами. Плоды и семена, высушенные растения символизируют  зрелость, плодородие, реализацию определенного жизненного цикла и природного предназначения. Так, по-мнению А.И.Копытина, семена, яйца представляют собой миниатюрные контейнеры, заключающие в себе программу будущего развития. Создавая образы яйца или семени в ходе арт-терапии, клиенты могут помещать в их внутреннее пространство то, что служит символическим посланием себе или напутствием на будущее.

В данном виде работы с темой талисмана, клиенты  часто дают такие ассоциации своему творческому произведению как «полнота, гармония, природная сила, новые начинания, насыщенность, яркий вкус, богатство, зрелость, процветание…» Использование природных материалов провоцирует к описанию талисмана и заключенного в нем ресурса в дополнительных модальностях – вкуса и аромата. Синестетическое восприятие дает более полно пережить  значимое состояние.

Рис. 4. Талисман «Рог изобилия»

«Дерево Желаний»

Материалы: бисер, монетки, проволока, гипс.

Методика предложена арт-педагогом Н. Кротюковой. Существует старинная китайская легенда о денежном дереве с золотыми монетами на ветвях. Когда вы трясете дерево, золотые монеты, как капли дождя, падают в ваш сад. Дождь из монет является одной из самых любимых тем среди почитателей фен-шуй, верящих в силу древней символики. Выражение “трясти денежное дерево” значит стать богатым, не прикладывая особых усилий. (5) Создание такого талисмана позволяет осознать важность психологических составляющих достижения богатства и благополучия. Смоделировать в творческом процессе иерархию своих желания и потребности. Именно желания и стремления – являются мотивацией к действиям, движению к определенным целям. Поэтому психологическая работа над осознанием своих желаний и потребностей является очень важной для успешной интеграции клиента в жизни.

Клиентам предлагается создать собственное дерево желаний, нанизывая бисер, бусины, монетки и мелкие символические изображения на проволоку и сплетая из нее ветки и ствол. Готовый талисман помещается в горшочек с гипсом.

Для фасилитации процесса осознания своих желаний, используется направленная визуализация. Клиентам предлагается больше доверится интуитивной составляющей творчества, спонтанно подбирая цвета и формы бусин и бисера.

Модификацией данного упражнения является совместное создание талисмана членами семьи. Так, в процессе такой работы родители могут больше узнать о желаниях и потребностях своих детей, супруги о мнении своего партнера. Создавая вместе целостный образ дерева, члены семьи символически выстраивают приоритеты ценностей своей семьи.

«Тотемные животные»

Материалы: соленое тесто или глина, акриловые краски.

В религиях практически всех континентов имеются случаи почитания богов в облике животных или наделения божеств атрибутами животных Древние жители Вавилона перенесли своих богов на небеса в виде знаков Зодиака: овна, быка, краба, льва, скорпиона, рыб и т.д.  Египтяне изображали богиню Хатор в образе женщины с коровьей головой, бога Амона – в образе мужчины с бараньей головой, а бога Тота – в образе человека с головой ибиса или в виде павиана. Ганеша – индийский бог удачи – имеет человеческое тело и голову слона, бог Вишну изображается в образе кабана, а бог Хануман – в образе обезьяны и т. д .  Греческая мифология также наполнена символикой, связанной с животным миром. Отец богов, Зевс, желая покорить сердце девы, обычно принимал обличье лебедя, быка или орла. В германской мифологии кот – священное животное богини Фрейи, тогда как кабан, ворон и лошадь являются представителями Водана. Образы животных играют удивительно большую роль даже в христианстве. Три евангелиста символизируются следующими животными: Святой Лука – быком, Святой Марк – львом и Святой Иоанн – орлом, и лишь четвертый – Святой Матфей – изображается в виде либо просто мужчины, либо ангела. Сам Христос символически предстает в образе агнца божьего или рыбы, а также в образе змеи, вознесенной на крест, льва и, в редких случаях, единорога. (8)

Создание талисмана в виде своего тотемного животного, апеллирует одновременно и к природной символике,подчеркивая связь с ценными животными качествами, так и к мифологическим смыслам и значениям, выступая посредником между земным и духовным в человеке, и символизируя их взаимосвязь. Процесс создания фигурки из глины или соленого теста, символически отражает контроль над своим инстинктивным природным началом. Принятие своего природного начала и «звериных» инстинктивных сил дает возможность к высвобождению и использованию огромного ресурса заключенного в нашем бессознательном.

Рис. 5. Талисман «Птицы счастья, хранящие любовь»

Подводя итоги, можно сделать выводы, что применение методики «Талисман»  позволяет раскрыть область психологических ресурсов человека, расширить способы для личностной интеграции приобретенного нового опыта.  Тематика создания творческих работ характеризуются высокой степенью психологической безопасности, позволяя клиенту сфокусироваться на образе своих ресурсов. Направленная творческая деятельность на тему создания талисманоподобных образов служит задачам самопознания, интеграции и личностной трансформации.  Применение арт-техники «Талисман» может являться завершающем этапом в ходе арт-терапевтической работы.


Литература:

1.  Ammann R. Healing and Transformation in Sandplay: Creative Processes

become Visible.LaSalle.1991.

2.  Джонсон Р. Сновидения и фантазии.-К.,1996.

3.  Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия.-СПб.:Речь,2007.-144с.

4.  Малкоиди К. Палитра души. – К.: София, 2004. – 272 с.

5.  Секреты талисманов: талисманы любви и счастья. энциклопедия под ред. Миллер М.А., Миллер Е.А. 2005. – 459.

6.  Штейнхардт Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

7.  Юнг К.Г. Архетип и символ. –М.:Ренессанс,1991.-304с.

8.  Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997.