Останні новини
ІІІ Всеукраїнська виставка професіоналів і компаній розвитку особистості PSY & COACH EXPO!
Запрошуємо на третю Всеукраїнську виставкупрофесіоналів і компаній розвитку особистостіPSY & COACH EXPO!09 листопада 2019 року портал професіоналів розвитку особистості Websmart.Center запрошує на виставку освітніх і консультаційних послуг PSY & COACH EXPO!Виставка PS...
Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії.
Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти!  Перший модуль планується на 25-27 жовтня 2019 року. Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії. Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти! Курс спрямований на озн...
“ВСІ БАРВИ АРТ-ТЕРАПІЇ”
Чекаємо на Вас на І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАРТ-ТЕРАПІЇ", який відбудеться 20 жовтня 2018 року. В нас є можливість обмінятисядосвідом, доторкнутися до мистецтва і надзвичайно провести разом час! На І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАР...

МЕТОДИКА МОНОГРАММА

МЕТОДИКА МОНОГРАММА

Позигун В.В. Психолог, член Ассоциации арт-терапевтов Украины, инструктор кинезиологии  действительный член национального общества натуральный медицины Украины

Монограмма — вязь из двух или нескольких букв [1].

По определению из словаря В.И.Даля [2] – «Монограмма — вензель, сокращённое имя, знак из букв в один почерк».

Издавна монограммами, выполненными искусными мастерами,  украшались фасады домов, предметы интерьера, текстиля и домашней утвари, сообщая о принадлежности конкретной семье, роду, человеку. Монограммы аристократов и монархов — шедевры каллиграфического искусства, восхищают своей красотой и гармонией.

Монограммы самих художников и дизайнеров — лаконичны и свидетельствуют об их авторстве.

В настоящее время монограмма не является привилегией только аристократии.

С возрождением интереса к искусству каллиграфии каждый желающий может самостоятельно создать её. И этот рукотворный вензель внесёт свои удивительные коррективы в жизнь и развитие личности.

Идея создания арт-терапевтической методики  «Монограмма» родилась в процессе индивидуальной  и групповой работы с клиентами по преодолению внутриличностных  и межличностных конфликтов.

Цель и задачи методики

Выявление и работа с внутриличностными и межличностными конфликтами в семье.

Оборудование и материалы

Плотная бумага формата А3, клей, ножницы, цветные шнуры разной толщины и длины, гуашь, кисти, салфетки для декупажа или декупажные карты, декоративные элементы.

Инструкция

  1. Клиенту (участникам группы) предлагается подвигаться разыми способами по пространству аудитории, исследуя его, и  свои ощущения.
  2. Затем участникам сессии предлагается сесть  в круг, закрыть глаза, следить за дыханием и  расслабиться. При этом представить себе маленькую сияющую жемчужинку в сердце, свет которой постепенно наполняет все клеточки сердца, затем выходит за его пределы и наполняет каждую клеточку тела, выходит за пределы тела, настолько, насколько это представляется комфортным, и наполняет сиянием пространство вокруг тела – Пространство Любви. В это пространство предлагаем мысленно поместить себя, супруга(у), родителей и пообщаться с каждым, передав свои чувства и пожелания.
  3. Затем предлагается представить первую букву своего имени, отчества, фамилии, затем (если предполагается создание семейной монограммы) первые буквы имени, отчества, фамилии  супруга (супруги). После этого выбрать те буквы, которые и будут составлять вензель монограммы.
  4. Каждая выбранная буква по отдельности сначала визуализируется в разных вариантах написания (при этом руки участника лежат на своём лбе и затылке), затем прописывается на внутренней стороне левой ладошки указательным пальцем правой руки 3-5 раз, затем на внутренней стороне правой ладошки указательным пальцем левой руки. Далее ладони распрямляются и накладываются друг на друга таким образом, чтобы  между ними образовался просвет в виде треугольника. Участник смотрит в этот просвет и сложенными таким образом ладонями начинает выписывать букву в пространстве перед грудью 3-5 раз, затем перед туловищем затем перед всем телом 3-5 раз. Потом всё повторяет в обратном порядке, завершая визуализацией под лобно-затылочным обхватом [4]. Эта техника взята из образовательной кинезиологии [4]. 
  5. Далее участником (участниками) выбираются шнуры различного цвета для каждой буквы задуманной композиции и на листе бумаги (форма листа прямоугольная,квадратная, круглая и т.д. и его размеры могут также варьироваться по желанию участника) начинает создаваться макет монограммы [3]. Этот процесс длится до ощущения комфорта от вида вензеля.
  6. Затем предлагается создать финальный проект из имеющихся материалов.

Дополнительные сведения

По сравнению с определением понятия «монограмма», приведённым выше, представилось целесообразным несколько расширить вариации. Так, личная монограмма может состоять только из одной первой буквы именилибо фамилии, из двух букв — первой буквы имени и первой буквы фамилии, из трёх букв — первой буквы имени,первой буквы отчества и первой буквы фамилии.

Монограмма семьи чаще всего включает первые буквы имён супругов и первую букву фамилии, если она общая,либо первую букву фамилии мужа и и первую букву фамилии жены, если их фамилии разные. Также возможенвариант одной буквы — первой буквы общей фамилии.

Все промежуточные варианты фотографируются и, после завершения окончательного варианта композиции, обсуждаются переживаемые чувства и эмоции на каждом этапе работы.

Вопросы для обсуждения после творческой работы 

  1. Что Вы чувствовали на каждом этапе работы?
  2. Какой этап был наиболее сложным и почему?
  3. Что Вы испытывали, когда создавали форму буквы своего имени (отчества, фамилии)?
  4. Что Вы испытывали, когда создавали форму буквы имени (отчества, фамилии) супруга (супруги)?
  5. Как переплетения букв отражают Ваши отношения с самим собой, с супругом?
  6. Если вы создавали личную монограмму какие чувства вы испытывали к своим родителям, подарившим Вам имя, отчество, фамилию?

Предполагаемый результат

Лучшее понимание себя, своего отношения к себе, родителям,  отношения к своей позиции в браке, к партнёру, к роду партнёра, к равенству либо превалированию, ощущение и желание опоры на друг друга, на род, либо отвержении этого и т. п..

Изменение качества этих отношений.

Результаты апробации.

Выходя за рамки одной сессии 

Возраст клиенток, успешно прошедших коррекцию, – от 24 до 40 лет. Это — работающие,   материально независимые женщины. Их можно объединить в две группы. Первая группа (4 человека) – незамужние  женщины,

Вторая (3 человека) –  состоящие в браке более 10-15 лет.

Первой группе предлагалось создать личную монограмму, а второй –  монограмму семьи.

При создании личной монограммы проявляется отношение к принятию себя, своего имени, родительской семьи. Очень часто клиенты останавливаются на выборе только первой буквы своего имени, игнорируя иные возможности, так как всплывают не пережитые обиды, приобретённые в первичной семье.  И только в ходе последующей работы выбор расширяется, и монограмма преобразуется

Монограмму семьи участник процесса обязательно показывает партнёру и обсуждает с ним, учитывая его пожелания в дальнейшей работе. Часто партнёр в начале «не видит себя» в семейном вензеле, у него может возникнуть ощущение своей незначимости.

Для преодоления этого на последующих занятиях первоначальный проект монограммы может совершенствоваться с помощью широкого спектра  изобразительных средств и создания образов, значимых для обоих супругов и символизирующих любовь, здоровье, процветание, гармонию в качестве фона, рамки или элементов основной композиции вензеля.

Раскрытие творческого потенциала, рождает написанные, нарисованные или вылепленные, вышитые, склеенные из бумаги или лоскутков ткани в виде коллажа или объёмной фигуры шедевры, посвящённые себе и своей семье. Это произведение становится семейной реликвией, символом взаимопонимания и компромисса.

Итак, приятие своего имени, отчества, фамилии родительской семьи, имени супруга, общей с ним фамилии, отражается в написании начальных букв, в их  расположении по отношению друг к другу, являясь на начальном этапе работы материалом для диагностики, а в последующем глубокой гармонизирующей психологической коррекцией.

Пример апробации методики «Монограмма»

Клиентка – Надежда, 36 лет, 15 лет в браке, сыну – 14 лет. Муж Надежды – Святослав, 37 лет, по долгу службы по несколько месяцев не бывает дома.

Все основные вопросы по воспитанию сына, обустройству и ремонту дома Надежда на протяжении многих лет решала сама. Муж стал безразличен к жизни семьи. Желание гармонизировать отношения в семье побудили Надежду пройти курс коррекций по созданию монограммы семьи. В начале ей казалось, что пока супруг отсутствует она просто приготовит ему приятный сюрприз – прекрасный вензель, объединяющий первые буквы их имён с первой буквой общей фамилии Савичевы, что “как-то поможет обратить на себя внимание”. В процессе медитации, когда в Пространство Любви Надежда поместила мужа, почувствовала, что у неё нет сил с ним общаться, а свекровь и свёкра вообще не хотелось представлять. «Неужели я так обижена на Святослава и его родителей?» – недоумевала она.

На следующем этапе работы прописывания буквы на ладонях и перед туловищем, а затем перед телом, ей легко и радостно далась буква своего имени, а на букве «С» имени мужа у неё перехватило дыхание и начался сильный мышечный спазм. Обида и разочарование в близком человеке, копившиеся долгое время, отозвались в теле в поясничном и грудном отделах позвоночника.

Под лобно-затылочным обхватом (фронтально-акцепитальная коррекция по рассеиванию стресса) Надежда проговорила всё, что хотелось об отношениях со Святолавом и по ходу  рассказа осознала ряд своих ошибок. Далее она через движения выразила значимые эмоции и уже легко поработала с буквой «С».

Но другая «С» – первая буква общей фамилии вызвала не менее яркую реакцию, связанную с непониманием позиции родителей мужа.

После проработки методами танцевально-двигательной терапии, удалось завершить этот промежуточный этап работы.

Следующие сложности и новые осознания глубины проблемы начались, когда буквы из шнурочков не хотели “дружить” друг с другом. «Я точно также как «Н» не опирается на «С», не могу себе даже представить, что опираюсь на него!» – комментировала Надежда свои открытия.

Определённые сложности возникли с другой «С», объединяющей две первые буквы. «Я страдаю, нося эту фамилию, хотя это был мой выбор». На вопрос, что побудило сделать именно такой выбор, Надежда ответила, что она долгое время не находила взаимопонимания со своими родителями и выходя замуж решила, что, поменяв фамилию, как-то отойдёт от них и, всё плохое забудется.

Ещё одна сессия была посвящена приятию своей первичной семьи. Следующая – приятию родителей мужа. А потом на этапе эскиза в цвете, так понравившегося Надежде, произошло ещё одно открытие. Муж, посмотрев по скайпу на эскиз сказал: «А я себя тут не вижу». Это повергло мою клиентку просто в растерянность.

Результатом было понимание того, что она не позволяет ему выражать себя, своё мнение, продвигать свои идеи. Далее все нюансы монограммы они обсуждали вместе, достигая согласия во всех мелочах. Ценность этой, теперь уже совместной, работы постоянно повышалась для обоих (см. Рис. 1).

«Я словно заново знакомлюсь с ним, а он со мной», комментировала свои ощущения Надежда. “Будто выхожу замуж и снова – за Святослава». В результате работы, которая составила в общей сложности восемь сессий, клиентка поняла свои ошибки в игнорировании позиции  мужа, считая его  слабым и некомпетентным. Ей удалось прийти к консенсусу с родителями с обеих сторон и начать с ними общаться и принимать их помощь, интерес и внимание к своей семье.

Когда муж вернулся из командировки, они сообща очень быстро решили вопросы, связанные с жильём и в настоящее время готовятся к рождению второго ребёнка.

Литература:

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений /российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп.. – М.: Азбуковник, 1997.
  2. Даль В.И. Иллюстрированный словарь русского языка /В. И. Даль — М.: Эксмо, 2009.
  3. Патриция Картер. Декоративная каллиграфия иллюминировани.Перевод с английского И.Д. Голыбина – М.:АРТ-РОДНИК, 2010.
  4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие/ РГПУ.- Рязань, 2000.- 52с.