Останні новини
ІІІ Всеукраїнська виставка професіоналів і компаній розвитку особистості PSY & COACH EXPO!
Запрошуємо на третю Всеукраїнську виставкупрофесіоналів і компаній розвитку особистостіPSY & COACH EXPO!09 листопада 2019 року портал професіоналів розвитку особистості Websmart.Center запрошує на виставку освітніх і консультаційних послуг PSY & COACH EXPO!Виставка PS...
Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії.
Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти!  Перший модуль планується на 25-27 жовтня 2019 року. Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії. Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти! Курс спрямований на озн...
“ВСІ БАРВИ АРТ-ТЕРАПІЇ”
Чекаємо на Вас на І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАРТ-ТЕРАПІЇ", який відбудеться 20 жовтня 2018 року. В нас є можливість обмінятисядосвідом, доторкнутися до мистецтва і надзвичайно провести разом час! На І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАР...

Логвина-Бык Т.А.АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «МОСТ» ПРИ РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «МОСТ» ПРИ РАБОТЕ

С КЛИЕНТАМИ

Логвина-Бык Т.А., кандидат педагогических наук,

магистр практической психологии, Мелитопольский государственный педагогический университет имени Б.Хмельницкого (Мелитополь)

В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности арт-терапевтические методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Мы считаем,  что прямое заимствование зарубежных методов личностной диагностики без критического осознания их теоретической базы может повлечь за собой серьезные трудности как теоретического, так и практического характера. В научной литературе [1, 2, 3, 4, 5] отмечается, что искусство имеет не только культурный аспект, а и способствует освобождению внутреннего напряжения, развитию интуитивных возможностей личности субъекта. Арт-терапевтичес­кие техники и методики способствуют проникать во внутренний мир личности и способствуют его выражению в творчестве.  Все это обусловливает необходимость длительного и кропотливого труда по разработке теории арт-терапевтического и проективного метода на основе положений психологии, отмечает Е.Т.Соколова [3]. Первые шаги в этом направлении предполагают, во-первых, соотнесение принципов и понятий, образующих категориальный аппарат арт-терапевтического подхода с соответствующими им концепциями личности; во-вторых, вычленение той психологической реальности, которая в рамках данной концепции выступает объектом метода арт-терапии. Ныне в области психологии и психотерапии активно используются арт-терапевтичес­кие методики (особенно терапия искусством [4; с. 10]), где акцент делается на свободную экспрессию и интерпретацию авторами своих собственных произведений и рисунков.

Термин «арт-терапия» был введен А.Хиллом, который один из первых настаивал на том, что искусство может осуществлять терапевтическое влияние на психику личности, а субъект проявляет себя в творчестве.

Переживания горя, гнева, боли, радости, экстаза есть тем туннелем, который мы должны пройти, чтобы попасть на другую сторону – самоисцеления, понимания и целостности [5; с. 134]. Н. Роджерс утверждает, что язык несознательного определяется в спонтанном черчении, рисунке, танцах, напевах, что способствует гармонизации развития личности через способность к самовыражению и самопознанию [5]. Поэтому сублимация является одним из ключевых механизмов действия творческой экспрессии, а также способствует определению и выявлению неосознанных конфликтов и трансформации их в произведения искусства.

Основой арт-терапевтической методики «Мост» является рисунок клиента, а также анализ рисунка самим клиентом после его исполнения.  Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.

Разнообразие применяемых в рисунке материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способов и средств, способствуют необычайному богатству изобразительных приёмов и художественных разновидностей рисунков – от беглых, быстро исполненных набросков до тщательно законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных рисунков карандашом или пером (в которые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых рисунков кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей рисунок и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными рисунками существуют многоцветные. Акварель, гуашь, пастель, соус, тушь могут служить средством для создания как рисунков, так и собственно живописных произведении.

По данной методике было проанализировано более 110 рисунков студентов 3–5 курсов стационара и заочной формы обучения специальности «Социальная работа» Мелитопольского института экологии и социальных технологий Университета «Украина» (2008 – 2010 года).

Данную арт-терапевтическую методику «Мост» можно рассматривать как технику, метод работы в арт-терапии, психотерапевтический подход к выявлению проблем клиента, авторскую разработку.

Рассмотрим особенности применения проективной методики «Мост».

Проективная методика «Мост»

Цель: определить с помощью предложенной методики наличие проблем у клиента и осознание им собственных преград и ограничений в деятельности, прояснение эмоционального состояния на момент проведения методики «Мост».

Задание: Нарисуйте мост, который что-то объединяет или разъединяет, служит переходом куда-либо, и каким-либо образом связан с вашей личной жизнью.

Оборудование и материалы: бумага А4, краски акварельные, кисти разной толщины, вода в баночках.

Инструкция: Сядьте спокойно, прикройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьтесь, представьте себе мост, который каким-либо образом связан с вашей жизнью, или любой мост, который вы себе представили. Нарисуйте его, пожалуйста.

Работаем молча, вспоминаем детали моста, его окраску, особенности.

Возраст клиента – 7-8 лет и старше.

Форма проведения работы – индивидуальная и работа в группе.

Предполагаемый результат – выявление скрытого эмоционального состояния, диагностика проблем клиента.

Вопросы для обсуждения после творческой работы: (клиент – студентка, 26 лет, Оксана Никитина), рисунок 1. 

1. Психолог: Что значит для вас мост на вашем рисунке?

Клиент: Преодоление препятствий в жизни, пропасти, опасности.

2. Психолог: Что делает мост – объединяет или разъединяет, и что именно разъединяет или объединяет, или служит переходом – куда?

Клиент: объединяет две горы, и служит переходом к другой скале.

3. Психолог: Из чего сделан ваш мост?

Клиент: из деревянных планок, и веревок.

4. Психолог: Насколько мост устойчивый?

Клиент: не очень устойчивый, шатается при переходе.

5. Психолог: Этот мост функциональный или для красоты?

Клиент: Функциональный.

6. Психолог: Он мягкий или твердый, легкий или тяжелый?

Клиент: Он легкий и опасный.

7. Психолог: Нарисовали ли вы себя на мосту?

Клиент: Нет, и не хочется рисовать себя на мосту, очень тревожно вокруг.

8. Психолог: Представьте, что этот мост существует в реальности, и вы прошлись по нему. Где бы вы остановились на этом мосту? Легко ли бы вы его прошли?

Клиент: Я бы остановилась только на другой стороне моста, когда бы прошла этот мост с опаской. 

9. Психолог: Нравится ли вам нарисованный вами мост?

Клиент: Нет, не нравится.

10. Психолог: Какие чувства и эмоции у вас возникают, когда вы смотрите на этот мост?

Клиент: тревога, волнение, беспокойство, неуверенность, дойду ли до конца моста, подкашиваются ноги.

11. Психолог: Что окружает ваш мост?

Клиент: Под мостом – бушующее море, горы, скалы, летающий орел, сумеречное небо.

12. Психолог: Что для вас значат выбранные на рисунке цвета и оттенки? О чем они?

Клиент:  Коричневый – спокойствие, черный – устойчивость, голубой – нежность, фиолетовый – тревожность и страх, розовый – легкомыслие.

13. Психолог: Ваше актуальное состояние на данный момент?

Клиент: Состояние отрешенности, тревожности, страха, беспокойства.

14. Психолог: Символом какого жизненного момента в вашей жизни служит этот мост?

Клиент: Достижение целей, движение вперед.

У клиента выявлено состояние тревожности, беспокойства, осторожности, раздражения, ограничений, одиночества, неуверенности в своих силах, страхи. Наличие на рисунке двух нависающих скал свидетельствует о проблемах в жизни. Неустойчивое крепление моста демонстрирует нестабильность, неустойчивость, отсутствии опоры в жизни,  неуверенность в завтрашнем дне.

Актуальное состояние клиента на момент проведения методики – состояние отрешенности, тревожности, страха, беспокойства.

Чувства и эмоции, которые возникли у клиента: тревога, волнение, беспокойство, неуверенность, «дойду ли до конца моста?», «подкашиваются ноги». Таким образом, у клиента часто возникают опасности в жизни, которые требуют  преодоления препятствий в жизни, а также волевых усилий, на что не всегда хватает сил.

При дальнейшей работе с клиентом можно уточнять, какие события  вызывает у него в жизни тревожность, страх, беспокойство, с чем это связано, какой жизненный опыт был приобретен в результате произошедших событий, какой это оставило след в душе клиента, как это связано с телесными и эмоциональными ощущениями и так далее… Можно предложить клиенту показать на рисунке прошлое, настоящее и будущее, или отследить при анализе рисунка, почему клиент «пробежал бы мост без оглядки», «отрубил бы свое прошлое», «зачеркнул настоящее», «сжег бы мост до тла», «бросился в омут с головой», «закрыл бы глаза и прошел мост как слепой», «шел бы, опираясь на поручни», «почва уходит из-под ног».

Именно анализ рисунка дает нам своеобразную связь сознательного и бессознательного личности человека, с которой мы работаем, и выявляет его глубинные проблемы, страхи, опасения, фобии, желание уйти от решения проблем и так далее.

При анализе рисунка «Мост» 4 человека сообщили, что они тонули, и у них остался страх воды и страх умереть, 1 человек совершал суицидальный поступок (хотел утонуть, но его спасли), 1 рисунок выявил заболевание шизофренией у клиента, 6 студентов задумались о взаимоотношениях полов, 2 человека сообщили о сделанных абортах, 8 человек размышляли о смысле жизни и выбранной профессии, а 4 студента отметили, что их мосты связаны с тайнами или секретами, и это, скорее всего, относится к их семьям или их родителям.

В этом месте мы сталкиваемся с проблемой секрета (тайны). Можно вспомнить Эдипа, который, также рос в атмосфере семейного секрета. Но было много знаков, которые в зашифрованном виде несли в себе разгадку тайны его рождения: у него были шрамы на ногах, а его имя означало “с опухшими ногами”. Любая самая страшная тайна имеет свойство оставлять следы. Любой секрет всегда разбалтывается.

Трагедия Эдипа может быть понята как драма познания. Стремясь разгадать тайну собственного происхождения, Эдип отчаянно стремится к знанию. И, в конце концов, ослепляет себя, потому что знание, которое открывается ему, является невыносимым. В иудео-христианской традиции, как известно, познание сопряжено с нарушением запрета и грехопадением человека.

Секрет выполняет множественную функцию, как в межличностной, так и во внутрипсихической динамике. Секрет – это метка трансгрессии, ее фирменный знак. Трансгрессия – выход за границы собственного Я, нарушение запрета, порождаемое нехваткой чего-то очень важного, без чего состояние субъекта можно характеризовать как травматическое (причем нехватка может переживаться и как состояние переполненности). С другой стороны, трансгрессия – это то, с помощью чего Закон дает возможность субъекту обнаружить себя. Свое наиболее яркое выражение идея трансгрессии (нарушения границ) и установления Закона нашла в греческой трагедии (например, в трилогии Софокла), определившей развитие искусства всей европейской цивилизации.

Любой секрет возникает как нечто, что призвано сохранять равновесие. Это то, посредством чего границы выстраиваются. Например, для оптимального развития ребенка важно, чтобы сексуальная жизнь его родителей была для него недоступна, но при этом важно также, чтобы ребенок мог знать, что она существует. Когда ребенок прямым образом сталкивается с сексуальной жизнью своих родителей, это нарушает границы его психических представлений. Его ум оказывается в остром смятении, неспособный переварить это знание.

Секрет – это нечто такое, что выводит потенциально опасное за пределы “видимого”. Таким образом, это то, что изначально связано с границей.

С другой стороны, любой секрет выполняет функцию сообщения. Он нужен для того, чтобы о его существовании знали и стремились его раскрыть. Поэтому секрет обладает необходимым для своего существования свойством – он обязательно оставляет видимые следы.

Он имеет видимую и невидимую часть (или выполняет функцию связи между видимым и невидимым, внутренним и внешним, т.е. становится символом). Он находится на пересечении, или, можно сказать, он “растекается по краям”. Еще один парадокс диалектики тайного знания заключается в том, что, будучи краем чего-либо, границей, упакованной в систему “табу”, он является для субъекта одновременно и центром притяжения. Раскрытие секрета всегда связанно с изменением границ и нарушением или преодолением запрета.

Результатом интерпретации становится сам подход клиента к данной проблеме, когда мы узнаем и он сам осознает доминирующие желания и потребности, свои чувства, каким воздействиям среды он подвергался, пассивен или активен во взаимоотношениях с окружающим миром, возможно ли удовлетворение его потребностей, или как они вступают в противоречие с требованиями среды или другими тенденциями; добивался ли он успеха и какой ценой, каковы его ценности и что составляет его мировоззрение.

В работе представлены также рисунки 2-7 «Мост», которые демонстрируют результаты работы студентов, а также их глубинные внутренние проблемы, связанные с их жизненным опытом, особенностями воспитания, обучения и взаимоотношений.

Таким образом, проективная методика «Мост» дает возможность под другим углом посмотреть на свою жизнь, определить свое эмоциональное состояние и проанализировать события, чувства, эмоции и ощущения. И анализ рисунков красноречиво об этом свидетельствует.

Литература

1.     Добролюбова Е.А. Про терапію творчим самовираженням //Психологічний журнал. – 1994. – №1. – С. 20-26.

2.     Копытин А.И. Основы арт-терапии/ А.И.Копытин. – СПб.: Лань, 1999. – 255 с.

3.     Соколова Е.Т., Проективные методы исследования личности. – М.: Издва МГУ1989. – 215 с.

4.     Яценко Т.С. Арт-терапевтичні технології в роботі психолога / Т.С. Яценко, І.В. Калашник, І.О. Чернуха. – К.: Марич, 2009. – 68 с. – (серія «Психологічний інструментарій»).

5.     Rogers N. Creative Connection. Polo Alto Science – Behavior Books, Inc., 1993, v. 134.