Останні новини
ІІІ Всеукраїнська виставка професіоналів і компаній розвитку особистості PSY & COACH EXPO!
Запрошуємо на третю Всеукраїнську виставкупрофесіоналів і компаній розвитку особистостіPSY & COACH EXPO!09 листопада 2019 року портал професіоналів розвитку особистості Websmart.Center запрошує на виставку освітніх і консультаційних послуг PSY & COACH EXPO!Виставка PS...
Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії.
Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти!  Перший модуль планується на 25-27 жовтня 2019 року. Відкрито набір в нову групу навчання арт-терапії. Оновлений курс наближено до стандартів європейської освіти! Курс спрямований на озн...
“ВСІ БАРВИ АРТ-ТЕРАПІЇ”
Чекаємо на Вас на І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАРТ-ТЕРАПІЇ", який відбудеться 20 жовтня 2018 року. В нас є можливість обмінятисядосвідом, доторкнутися до мистецтва і надзвичайно провести разом час! На І Київському форумі арт-терапевтичних практик "ВСІ БАРВИАР...

Курасова Светлана, “ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. Авторская арт-терапевтическая методика «Моя цивилизация»”

ПРИМЕНЕНИЕ  АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Авторская арт-терапевтическая методика «Моя цивилизация»

Курасова Светлана,

практический  психолог ООШ №1

(Мелитополь)

Застосування арт-терепевтичних методів з дітьми в освітніх закладах забезпечує діагностичні, рефлексивні,релаксаційні, експресивні, ресурсні можливості. Обґрунтування та опис процедури апробації авторської арт-терапевтичної методики «Моя цивілізація».

Ключові слова: арт-терапія, творча діяльність, освітній процес.

Применение арт-терапевтических методов с детьми в учебных заведениях обеспечивает диагностические, рефлексивные, релаксационные, экспрессивные, ресурсные возможности. Обоснование и описание процедуры апробации авторской арт-терапевтической методики «Моя Цивилизация».

Ключевые слова: арт-терапия, творческая деятельность, образовательный процесс.

Key words:

Арт-терапия современное направление психотерапии. «Психотерапевтическая энциклопедия» под редакцией Б. Карвасарского определяет это направление: «использованием искусства как терапевтического фактора». Арт-терапия только формируется, и в настоящее время развивается скорее экстенсивно, чем интенсивно, быстро расширяя свои территории. Расхождения в основной терминологии, отсутствие четких границ свидетельствуют о периоде становления арт-терапии как метода. Арт-терапия как лечебное искусство является названием, которое часто применяется, особенно в практике, как название всего направления. В переводе с английского языка art – это одновременно и искусство и живопись.  Поэтому, в целом арт-терапия это исцеление с помощью какого-либо художественного творчества ( Ю. Гундертайло ).

Современное понимание арт-терапии считает Повьякель Надежда, обуславливается, во-первых, использованием языка изобразительной и других видов экспрессии, во-вторых, непосредственным участием личности в разных формах и видах творческой деятельности.

Много внимания привлекают арт-терапевтические формы воспитательного влияния в образовательном процессе [6]. Известно, что сама возможность художественного самовыражения для детей и молодежи всегда связана с улучшением их психического здоровья и развитием личности. «Педагогическое» направление арт-терапии в ряде работ названо «эмоциональным воспитанием», «эмоциональным образованием» или «арт-педагогикой». Практика применения арт-терапии в учебных заведениях широко обговаривается в ряде работ российских авторов [1;2;4;5]. К.Уелсби продемонстрировал возможности использования арт-терапии в системе общего образования как эффективного способа помощи  детям с отставанием в учении, детям с неблагополучных семей [7].

Как известно, язык изобразительного искусства является  языком детей и подростков. Дети мыслят образами, цветами, звуками, чувствами вообще, как писал К.Ушинский, призывая учителей опираться на эти особенности детского мышления. Работа фантазии проявляется в визуальных образах и только потом – в словах. Изобразительная творческая работа безопасный и природный для ребенка вид деятельности, «транзитное пространство» (Р.Гудман, Д.Джонсон). Еще Л. Выготский считал, что рисование является своеобразным рассказом о своем развитии и формировании отдельных систем психики [3].

Дети и подростки в своем поведении более спонтанны, но менее способны к рефлексии своих чувств. Художественный образ является связующим звеном между внутренним миром ребенка и окружающей реальностью. У детей развивается склонность к анализу продуктов собственного творчества, рефлексии своих психологических особенностей. В процессе самостоятельной творческой деятельности можно понаблюдать за ребенком, выявить внутренние, глубинные проблемы, подлежащие коррекции. Увидеть проявляющийся характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. В целом происходит личностный рост человека, снижение эмоциональной тревожности, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие самосознания, улучшение детско-родительских отношений, закрепление положительных поведенческих реакций, обретается опыт новых форм деятельности.

Принципы арт-терапевтического взаимодействия идентичны гуманистической теории конгруэнтной коммуникации Х. Джайнотт:

  • поддерживать у ребенка чувство собственного достоинства, позитивного образа «Я»;
  • говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
  • замечать прогресс в личностном росте, сравнивая ребенка с ним самим, а не с другими детьми;
  • не использовать негативных оценочных суждений и программирований, не навешивать «ярлыки»;
  • не навязывать ребенку способы деятельности и поведения  вне его желания;
  • принимать и хвалить все продукты творческой деятельности ребенка, не зависимо от содержания, формы, качества [3].

Л.Лебедева выделяет такие показания для проведения арт-терапевти­ческой работы в системе образования, как с детьми, так и с членами педагогического коллектива:

  • негативная Я-концепция, неадекватная самооценка, низкий уровень самовосприятия;
  • трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность;
  • переживание эмоционального отчуждения, чувства одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
  • неадекватное поведение, нарушение отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность семейной ситуацией, ревность, враждебность к окружающему миру [3].

Даная авторская методика «Моя цивилизация» имеет много диагностических и терапевтических возможностей. Процесс создания творческого продукта  является балансом внутреннего состояния физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка. Поэтому необходимо делать комплексный анализ рисунка при оценке состояния здоровья для выбора адекватных методов оздоровления, психотерапевтических процедур, психологической коррекции. Она дает возможность выявить степень самораскрытия личности, что является важным аспектом и мощным ресурсом саморазвития.

Авторская методика «Моя цивилизация»

Цель и задачи методики: самопознание , умение анализировать личный внутренний мир, умение найти те качества, умения, которые в наибольшей мере способствуют достижению жизненных целей.

Оборудование, материалы: бумага (А4, А3) , цветные карандаши.

I Этап 

Инструкция: «Представьте себе, что каждый из вас – это отдельная прогрессивная Цивилизация. А Вы – ее представители. Скоро состоится фестиваль, на котором Вам нужно будет презентовать свою Цивилизацию:

название;

данные о географическом положении;

природные ресурсы;

население (желательно нарисовать портрет);

система управления;

система обороны;

законы, по которым живет Цивилизация;

культура.

Но надо помнить, что Вы должны создать такуюЦивилизацию, котораябы отражала именно Вас, Ваши желания, интересы, мечты и т.д.».

II Этап 

Инструкция: «Сейчас каждый из Вас презентует свою Цивилизацию, покажет и расскажет, что он создал». (Презентация работ.)

«А теперь пусть каждый найдет в пространстве место для своей Цивилизации, где будет комфортно, удобно, уютно и пояснить почему» (Поговорить о чувствах, которые испытывает каждый участник)Здесь можно увидеть связь с социумом, с другими участниками группы.

III Этап 

Вопросы для обсуждения после творческой деятельности:

(Индивидуальная работа.)

«Что вы чувствуете, глядя на свой рисунок?

Нравится ли Вам рисунок? Что больше всего Вам нравится?

Где здесь Вы? Кто вы? Почему? Какой вы? Какова ваша роль?

Что Вы сейчас чувствуете?

Что Вам не нравится в рисунке? Что вызывает тревогу, напряжение?

Что это или кто это для Вас? Почему? Какова его роль? Что вы чувствуете?» 

(Таким образом поговорить о каждом изображении на рисунке.)

IY Этап

Инструкция: «Представьте, что случилось непредвиденное, на вас кто-то напал. Возможно это другая Цивилизация. Как Вы будете обороняться? Проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Сможете ли Вы защититься? Кто или что Вам поможет? Может Вы хотели бы что-то добавить или убрать в своей Цивилизации? Дорисуйте.

Вопросы для обсуждения после творческой деятельности:

(Индивидуальная работа.)

«Кто на вас напал? Какой он? Почему? Из-за чего? Кто может это быть в реальной жизни? Что вы сейчас чувствуете? 

Как часто это происходит? Почему? Какова причина? А как Вы защищаетесь, разрешаете такие ситуации? Что вы сейчас чувствуете? 

А как бы хотели? Что Вам мешает? Что для этого необходимо? Как Вы можете использовать те ресурсы, которые Вы создали в своем рисунке и те ресурсы, которые Вы дорисовали? Что вы сейчас чувствует? Что вы хотите сделать?

Ожидаемые результаты: 

?  снижение эмоциональной тревожности,

?  повышение самооценки,

?  развитие коммуникативных навыков,

?  развитие самосознания,

?  улучшение детско-родительских отношений,

?  закрепление положительных поведенческих реакций.

Результаты апробации.

Апробация методики проходила в ООШ №1 г. Мелитополя Запорожской области среди учащихся 3-х и 6-х классов (50 учащихся).

Дети, которые готовы к самораскрытию, детализировали свой рисунок, стараясь отразить свои желания, мечты, интересы, любимые занятия и др.

Случай.: Егор Т., 8 лет изобразил на своем рисунке НЛО в небесном пространстве, в котором он сам и больше ничего. В рисунке использовано три цвета черный, красный и желтый. Черным заштриховано в разных направлениях пространство, это его окружение и отсюда могут быть неприятности, «здесь тревожно». Красным –НЛО – это его мама, она является также его обороной, защитой. Желтым – ноги НЛО – папа, он поддерживает маму и его, но мама сильней. В своей Цивилизации он главный, но на рисунке мальчика не видно, он внутри корабля. Этот рисунок свидетельствует не только о низком уровне самораскрытия, но и о наличии проблемы в его жизни. В дальнейшей работе с ребенком выяснилось, что мальчик замкнутый, не общительный, обидчивый,  впечатлительный, с обостренным чувством справедливости, агрессивен, в классе друзей не имеет. На втором этапе роботы выбрал себе комфортное место подальше от всех, объяснив это тем, что его цивилизация далеко от всех, его никто не «достанет». Живет в полной семье, в которой преобладает авторитарный стиль общения с проявлением агрессии, в частности со стороны матери. Хотя ребенок и руководит своей цивилизацией (своей семьей), но связь с социумом отсутствует и от него он ждет неприятностей, испытывает страх. На эти неприятности реагирует иногда избеганием, а иногда драками. Название Цивилизации «НЛО» говорит об уровне фантазии и развития. После проведения беседы о том, что бы он хотел изменить и как, мальчик ответил, что изменил бы окружение. Это были бы друзья. Ситуацию «налаживания контактов» с ними было разыграно с помощью психодрамы в индивидуальной работе. С родителями была проведена консультация о детско-родительских отношениях, о влиянии родителей на детей, их авторитете, о том как строить взаимоотношения на доверительной основе и др. На данный момент ребенок старается сам налаживать отношения с одноклассниками, меньше стал задираться, результаты своего труда всегда старается показать учителю и получить оценку, на которую реагирует адекватно и проявляет положительные эмоции. А это говорит о снижении эмоциональной тревожности, повышении самооценки, развитии коммуникативных навыков, развитии самосознания, улучшении детско-родительских отношений, закреплении положительных поведенческих реакций.

Выводы. Процесс создания в арт-терапии какого-нибудь творческого продукта основывается на активном восприятии, продуктивном воображении, фантазии и символизации. Необходимо выделить также позитивные эффекты использования в психотерапевтической работе авторской методики «Моя цивилизация». Открываются возможности для свободной символизации внутреннего мира. Результаты, как правило, непредсказуемы и неожиданны. Отсутствует возможность и необходимость просчитывать, логически выстраивать и обосновывать свой выбор, поэтому действия интуитивны, а значит и более открытые, искренние. А это позволяет избежать психологическое сопротивление и чрезмерные защиты. Обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование. Происходит развитие коммуникативных навыков, снижение эмоциональной тревожности, повышение самооценки, развитие самосознания, улучшение детско-родительских отношений, закрепление положительных поведенческих реакций, происходит самораскрытия личности, что является важным аспектом саморазвития. Реализация представленного метода сочетает в себе диагностические, рефлексивные, релаксационные, экспрессивные, ресурсные возможности.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. –М.: АПК и ПРО, 2003. – 88с.

2.   Аметова Л.А. Педагогическая технология использования арт-терапии в начальной школе. – Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. пед. наук. – М.: Московский государственный открытый педагогический университет,2003. – 22с.

3.   Вознесенска Олена. Арт-тераія в роботі практичного психолога : Використ. арт-технологій в освіті / О.Вознесенська, Л.Мова. – К.: Шк.світ,2007. – 120с.

4.   Гришина А.В.Развитие творческой индивидуальности подроков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. – Автореф. дисс.на соиск.уч.степени канд.пед.наук. – Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. – 24с.

5.   Медведева Е.А. и др. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. – М.: Изд-й центр «Академия», 2001. – 246с.

6.   Простір арт-терапіі: Зб.наук.ст./ЦІППО АПН України, ГО «Арт-терапевтична асоціація»; Редкол.: Семиченко В.А., Чуприков А.П. та ін. – К.: Міленіум, 2008. – Вип. 1(3). – 136с.:з іл.

7.   Улсби К. Часть цілого: арт-терапия в школе // Арт-терапия: Сост. и общая редакція А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – С.160-181.