Титаренко Елена Ильинична, “ЛАНДШАФТНЫЙ ТРЕНИНГ”

ЛАНДШАФТНЫЙ ТРЕНИНГ

Титаренко Елена Ильинична,

практический психолог высшей категории,

руководитель Центра профконсультации и практической психологии 

при ЦТП и ПОМ, арт-терапевт ( Мелитополь)

Статья посвящена описанию ландшафтного тренинга. Представлен опыт проведения данного тренинга  в условиях детского оздоровительного центра.

Ключевые слова: ландшафтная терапия, лэнд-арт, образы и символы, тренинг,  самопознание, самовыражение.

Стаття присвячена опису ландшафтного тренінгу. Представлено досвід проведення даного тренінгу  в умовах дитячого оздоровчого центра.

Ключові слова: ландшафтна терапія, лэнд-арт, образи й символи, тренінг, самопізнання, самовираження.

The article is devoted to landscape training description.It offers the
experience of leading the training in children’s health center.

Key words are: landscape therapy, land-art, images and symbols, training,
self-knowledge and  self-expression.

В настоящее время система работы по социально-психологическому сопровождению детей, отдыхающих в детском оздоровительном центре (ДОЦ), представляет собой создание оптимальных условий для самовыражения каждого ребенка, обеспечение помощи в период адаптации, поддержку благоприятного психологического климата в детском коллективе и коллективе сотрудников. Сложность работы здесь состоит в том , что ребята приезжают на короткий период времени и друг друга практически не знают.

Работа в таких условиях требует простых и доступных методов работы с детьми и взрослыми. В этой связи арт-терапия предоставляет множество свободы для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждения и познания своего я.

Создание какой-либо творческой продукции с использованием предметов, имеющих определенную форму, возможно за счет создания оригинальных авторских композиций, связанных с выбором предметов, их пространственной организацией и приданием им новых значений [2].

Наши любимые вещи, все то, что нас окружает и создается нами, осознаем мы это или нет, отражает нас самих. Замечая и осознавая символизм, наполняющий нашу жизнь, возможно познать себя, осознавая неслучайные отношения внутренних образов и их материальных проекций [3].

Работая с природными материалами, их содержанием, цветом, формой, мы выражаем свое бессознательное на языке образов и символов, воплощаясь в метафоры. Интуитивная творческая деятельность ведет к самопознанию, интеграции и пониманию себя и других. Также работа в природных условиях дает пространство для творчества, индивидуальной и групповой работы, экспрессивно-символической деятельности, различных форм релаксации и актуализации образов бессознательного.

Наилучшего эффекта здесь можно достичь при использовании ландшафтной терапии. Замечено, что после арт-терапевтической сессии на природе, человек восстанавливает свое физическое и эмоциональное состояние гораздо быстрее.

Также природа щедра в плане своих даров, которые являются рабочим материалов в ходе арт-терапевтических занятий:

  • это живые и сухие листья, перебирая которые, всплывают давно забытые чувства и ощущения; 

  • это песок, из которого можно создать, а затем изменить свое состояние, свою проблему, творить свои замыслы и воплощать свои мечты; 

  • это шум волны, ее симфония Души; 

  • это красота и неповторимость каждого цветка и травинки; 

  • это бесконечное множество других даров нашей планеты. 

Замечательно то, что каждый из нас видит в этом что-то свое, очень близкое ему, родное, которое помогает выразить себя, свои чувства и мысли, восстановить свое душевное равновесие и раскрыть свои творческие потенциалы.

Ландшафтную терапию иногда называют еще Land-art. По материалам из Википедии – свободной энциклопедии – лэнд-арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными, последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию природных сил.

Психологическая работа в технике land-art может быть рассмотрена как разновидность инсталляции, которая происходит не в замкнутом помещении, а на природе и включает в себя объекты, формирующие особенности ландшафта (скалы, камни, деревья, поляны, овраги, река, участок морского побережья и т.д.) [4].

Целью данной статьи являются: обоснование необходимости ландшафтного тренинга,  описание процедуры его проведения, а также  представление опыта работы с группой детей 11-12 лет.

Предлагаемый тренинг проводился в ДОЦ «Лісова пісня», который расположен на берегу Молочного лимана в Алтагирском лесничестве. Учитывалось гармоничное сочетание в природном ландшафте воды (лимана), песка и камня (берег), растительности (побережье), а также природного шума.

На протяжении смены занятия проводились для разных возрастных групп. В зависимости от численности отряда на занятии присутствовали сначала одна половина отряда, затем другая или приглашались желающие. 

Цель тренинга: 

  • гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания;

  • познание своего «Я»;

  • самовыражение и самореализация посредством природных материалов;

  • налаживание процесса коммуникации и установления отношений между участниками группы;

  • активизация внутренних ресурсов;

  • снятие напряженности;

  • исследование окружающего мира;

  • получение диагностического материала.

Арт-терапевтическое пространствовключает в себя природный ландшафт.

Материалы: листы бумаги формата А4, краски (гуашь), кисточки, коврики (или покрывала).

Предполагаемое время работы: 2 – 2,5  часа.

Количество участников: 10 человек.

Структура тренингового занятия состоит из следующих этапов:

I этап:    – настройка на творчество, подготовка к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации;

– актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений;

– исследования собственных чувств, проблем, переживаний;

II этап:   – коллективное взаимодействие;

– активизация вербальной и невербальной коммуникации;

III этап:  – релаксация;

– мобилизация внутренних ресурсов;

IV этап: – рефлексивный анализ.

Ход занятия.

I этап: Участники тренинга приветствуют друг друга и проговаривают свои ожидания. Потом им предлагается походить вокруг, рассмотреть окружающее пространство, предметы, природу и т.д., потрогать объекты природного ландшафта, прислушаться к звукам вокруг, сконцентрироваться на ощущениях внутри себя, своем эмоциональном состоянии и выбрать в окружающем пространстве тот объект, который соответствует этому внутреннему состоянию (или который можно идентифицировать с собой).

Затем каждый член группы рассказывает о выбранном объекте, о себе и своих ощущениях.

II этап: Ребятам предлагается ассоциативно выбрать из природных объектов (камешки, ракушки и.т.д.) и положить на левую ладонь то, что у них есть и они этим могут поделиться.

На правую ладонь выбирается и ложится то, что они хотели бы получить.

Участники молча подходят друг к другу и показывают свои ладони с композициями. При желании, все также молча, происходит обмен выбранными объектами. При этом можно давать и не брать или брать и не давать.

В завершении процесса обмена идет обсуждение.

По желанию можно оставить себе один объект и поместить его в любом месте в пространстве.

III этап: Участникам предлагается разместиться в кругу, занять удобное для себя положение (сесть или лечь на коврик), закрыть глаза, расслабиться, прислушаться к звукам природы, к своему внутреннему состоянию, почувствовать себя частью природы.

Затем каждый берет краску, бумагу и  рисует возникшие у него в ходе релаксации образы и ассоциации. Рисунки кладутся на пол внутри круга, и каждый рассказывает о том, что он нарисовал и о своих ощущениях.

IV этап: Ведущий просит участников группы поделиться своими ощущениями, мыслями по поводу выполнения упражнений. Рассказать о том, что понравилось, а что нет в процессе тренинга, что произвело наибольшее впечатление.

Примерные вопросы для рефлексии:

– Ты доволен результатом, сбылись ли твои ожидания?

– Что тебе было сложно делать, а что легко?

– Что ты сейчас чувствуешь?

– Хотел ли ты что-нибудь изменить?

– Какие чувства ты испытал при работе с природными материалами?

– Какое упражнение понравилось больше? Что понравилось?

– Испытывал ли ты неприятные чувства за время занятия?

– Как изменилось твое настроение?

Участники тренинга прощаются и благодарят друг друга за работу.

Данное тренинговое занятие проводилось в ДОЦ «Лісова пісня» два сезона подряд в течении 2-ой лагерной  смены. В нем приняли участие 26 групп детей возрастом от 7 до 16 лет (в каждой отдельной группе дети были одного возраста), а также 2 группы вожатых (возрастом от 20 до 35 лет).

Приведем примеры работы в тренинговой  группе детей 11-12 лет, состоящей из 10 человек. Четверо из них со стороны вожатых характеризовались как «проблемные», шестеро как «никакие».

Евгений Р., 12 лет. Характеризуется демонстративным типом поведения, которое проявлялось в насмешках над другими детьми, неадекватных шутках, т.е. он выбрал роль «шута» в отряде. На первом этапе работы идентифицировал себя с пучком травы («главное, что ее много»). Во время второго этапа долго выбирал из природных объектов то, что он хочет, во взаимодействие практически не вступал, бегал, баловался и «отпускал» глупые шутки. При обсуждении упражнения в кругу ребята дали ему «обратную связь» на его реплики. Большая часть детей проговорила о неприятных чувствах, о том, что это не смешно. Несколько человек поддержали Женин юмор. По этому поводу в группе возникла небольшая дискуссия. На третьем этапе расслабление было поверхностным, рисовал свое состояние с удовольствием. На рисунке он изобразил танцующего человечка с фразой «ЧА-ча» (см фото 1). В верхнем правом углу нарисовал солнце. Небо изобразил одной большой тучкой. Линия земли прерывистая, синего цвета. Все это свидетельствует об эмоциональных проблемах ребенка. На четвертом этапе работы во время обсуждения встал и пошел «прогуляться».  На следующий день Женя подошел к психологу и сказал: «Я хочу узнать про себя побольше, можно мне к Вам походить?». Заинтересованность ребенка дала возможность для  дальнейшей индивидуальной коррекционной работы с ним.

Миша П., 11 лет. Ребенок тихий, спокойный, рассудительный. По словам вожатых «ребенок проблем не создавал, но и не хотел принимать участие в проводимых мероприятиях, не раскрывался»Идентифицировал себя с травинкой, которая иногда колется. На втором этапе работы выбрал и положил на свои ладони много разных камней (см фото2). обменивался объектами с другими детьми с интересом, иногда на его лице была небольшая грусть. В результате  обмена на его ладонях оказались камни, ракушка, травинка. По его словам: «Это даже интересно». На третьем этапе расслабление было поверхностным. Свое состояние нарисовал в виде моря с волнами и солнца с зеленными лучами и охарактеризовал его как «бескрайнее» (фото 3). Больше всего ему понравился второй этап работы, т.е. выбор объектов, обмен ними, взаимодействие с другими. Миша был приглашен дополнительно на индивидуальную консультацию. Мальчик стал более активным и изъявил желание участвовать в одном из проводимых мероприятий.

Работу остальных ребят в группе представлено на фото  4 – 9.

Анализируя проведенные занятия, можно сделать вывод, что применение методов арт-терапии при проведении тренингов в ДОЦ дало ожидаемый результат — произошло снятие эмоциональной напряженности детей, ярче выявился личностный ресурс каждого, сформировались установки позитивного отношения к себе, произошла актуализация чувств. Работа с ассоциациями и природным материалом дала возможность узнать внутренний мир ребенка, его проблемы и переживания. В ходе работы были решены следующие важные задачи.

Воспитательные. Взаимодействие строилось таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Происходило более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Как показывает опыт данной работы, после проведения тренинга в отряде складываются более открытые, доверительные, доброжелательные отношения.

Коррекционные. У многих детей улучшилась самооценка, некоторые задумались над способами взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты были достигнуты в работе с детьми, которые сильно скучали по дому и родным, не могли найти друзей. Психотерапевтические. «Лечебный» эффект также достигался благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создавалась атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности каждого, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Таким образом, у детей возникали ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В конце занятия практически все ребята отмечали либо эмоциональный подъем, либо «умиротворение».

Диагностические. Данные методики позволили получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях детей, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятия легко проявлялся характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе. Эти данные также использовались для консультаций отрядных вожатых.

Выводы. Итак, занятия ландшафтного тренинга способствовали развитию способности самовыражения и самопознания, выражению детьми своих переживаний, реализации скрытых проблем, поднятию самооценки. Все это обеспечивало гармонизацию их внутреннего мира. Благоприятная обстановка в группе активизировала и коммуникативные навыки, и повысила групповую сплоченность.

Развивающие. Дети учились вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности, самовыражению, творчеству. Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце занятия, можно отметить, что они стали более осознанными. Многие дети изначально испытывали затруднения при вербальном описании своих ассоциаций с природными объектами. Однако, к концу работы в тренинге, они уже более свободно могли говорить о своих рисунках, чувствах и ощущениях.

Литература:

1. Вознесенська О., Скнар О. Арт-терапевтичні технології в соціально-психологічному тренінгу як засіб формування етносоціальних уявлень//Простір арт-терапї. – Вип.. – 2007. – К.:Міленіум. –  с. 75-89

2. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб.:Речь, 2007. – 272с.

3. Реброва Е. Игра в камушки//Простір арт-терапії. – Вип.1(3). – 2008. – К.:Міленіум. –  с.116-124

4. Старовойтов А.В. Пространство арт-терапии: вместе с вами. – К., 2006. – С. 61 – 72.